Нидерландская буржуазная революция XVI в.

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

С 1482 г. Нидерландами управляли династы из дома Габсбургов. Преодолев лихолетье 1477—1492 гг., наиболее развитые области Фландрия, Брабант, Голландия, города Антверпен, Лилль, Валансьен. Амстердам и другие достигли больших экономических успехов, что позволило «стране городов» постепенно занять господствующее положение на формировавшемся мировом рынке.

Представители «третьего сословия» — купцы, судовладельцы, хозяева капиталистических мануфактур, финансисты — теснили на исторической арене представителей класса феодалов. Феодальные связи разлагались, буржуазные отношения крепли. Утрачивала свои былые позиции католическая церковь, верный страж набиравшего силу испанского абсолютизма. Все настойчивее ее подвергали нападкам реформационные и еретические вероучения, в завуалированной форме выражавшие интересы нарождавшейся интеллигенции, буржуазии и народных масс. С середины 16 в. самым популярным из них стал кальвинизм (см. Реформация).

Народные массы жаждали мира, пресечения правонарушений и гнета властей, вымогательств сборщиков налогов. Буржуазия требовала покровительства внутри страны и за ее рубежами. Но суверены вели разорительные великодержавные войны, увеличивали налоги, усиливали абсолютистский произвол, объявляли еретиков государственными преступниками. Католическая инквизиция жгла их на кострах и бросала в пыточные застенки темниц. Нарушались привилегии городов, знати и дворян, что создавало конфликты и с ними. Принц Вильгельм Оранский возглавил эти оппозиционные силы. Создалась революционная ситуация, а в августе 1566 г. началось восстание, охватившее почти всю страну. Повстанческие отряды состояли в основном из бедняков, но руководили ими кальвинистские проповедники, буржуа, небогатые дворяне, принявшие кальвинизм. Власти оказались парализованными.

Повстанцы иногда громили ратуши и дома богачей, замки, но прежде всего церкви и монастыри, уничтожали иконы и статуи святых, почему восстание получило название иконоборческого. С него началась Нидерландская буржуазная революция и освободительная война против Испании. Разобщенность восставших, нерешительность и измены руководителей обрекли восстание на поражение. Летом 1567 г. в страну вступила испанская армия, руководимая жестоким фанатиком герцогом Альбой. Он создал «Совет по делу о мятежах», приговоривший к казням и другим наказаниям тысячи нидерландцев, отменил законы и вольности страны. Намереваясь обогатить испанскую казну, Альба решил ввести постоянные непомерно высокие налоги, грозившие разорить Нидерланды. Десятки тысяч людей бежали в соседние страны. Многие сотни смельчаков укрылись в лесах, а в северных областях сели на вооруженные рыболовные суда. Эти лесные и морские гёзы повели непримиримую войну против испанцев и их пособников.

Лидер оппозиционной аристократии и дворянства принц Оранский с помощью немецких протестантских князей и французских гугенотов в 1568—1574 гг. осуществил извне несколько неудачных вторжений в Нидерланды. Новый этап революции начался с захвата морскими гёзами 1 апреля 1572 г. портового города Брила в Голландии. После этого восстание охватило северные области. Попытки Альбы подавить его имели лишь частичные успехи. Политика герцога обанкротилась, и в конце 1573 г. он был отозван в Испанию. Но уже осенью 1572 г. принц Оранский прибыл в Голландию и официально возглавил революционное восстание. В сентябре 1576 г. движение охватило всю страну. Собравшиеся по своей инициативе Генеральные штаты в.ноябре обнародовали акт, названный Гентским умиротворением. Они отменили законодательство герцога Альбы, эдикты против еретиков, восстановили традиционные вольности и привилегии страны, объединили восставшие области.

Однако Генеральные штаты вели переговоры с Филиппом II, приняли его нового наместника Дона Хуана Австрийского. Его измена и мятеж положили конец надеждам на соглашение с королем Испании. Одновременно рассеялся и мираж «национального единства». Реакционное католическое дворянство ряда южных областей, подавив там революционные силы, в мае 1579 г. капитулировало перед Испанией. Автономно державшиеся северные области 23 января 1579 г. заключили свой союз — Утрехтскую унию. Она установила порядок управления освободившимися территориями, форму взимания налогов, организации вооруженных сил, нерушимость союза и практически лишила Филиппа II власти.

Во Фландрии и Брабанте развернулась ожесточенная борьба между католической реакцией, желавшей последовать примеру южан, и революционно-демократическими силами. Фландрия и ряд крупных городов Брабанта подписали Утрехтскую унию. Принц Оранский, прибывший в Брюссель в сентябре 1577 г., пытался вести политику лавирования и компромиссов, подавляя одновременно очаги революционно-демократической борьбы и народных выступлений. В целом обстановка во Фландрии и Брабанте была очень сложной и противоречивой. В 1581 г. Генеральные штаты не без колебаний приняли решение о низложении Филиппа И. Однако наступление войск нового испанского наместника А. Фарнезе создало столь опасную обстановку, что в 1583 г. Генеральные штаты и принц Оранский из Антверпена переехали в Голландию. К 1585 г. вся южная часть Нидерландов была завоевана испанцами.

Низложение Филиппа II не означало ликвидации монархического строя. Принц Оранский и верные ему Генеральные штаты противились углублению революционного процесса, видели путь к спасению в новом иноземном суверене с несколько ограниченными правами. Первым из них стал герцог Анжуйский (1582—1583), брат французского короля Генриха III, вторым — граф Лейстер (1585—1587), фаворит английской королевы Елизаветы I. Оба правителя видели в Нидерландах лишь разменную монету в игре крупных европейских держав, они поставили революционные провинции на грань гибели и были изгнаны. Лишь после этого верховная власть в Республике Соединенных провинций стала прерогативой Генеральных штатов.

В 1584 г. принц Оранский пал от руки наемного католического убийцы Его сын Мориц Нассауский, талантливый полководец, с 1588 по 1598 г. обеспечивал надежную охрану границ и округлил владения Республики. Это создало предпосылки для ведения последующих мирных переговоров с Испанией. В 1609 г. они завершились подписанием перемирия до 1621 г. Республика Соединенных провинций признавалась Испанией независимой страной. В 1621 г. военные действия возобновились и переплелись с Тридцатилетней войной. За это время Республика пережила немало внутренних конфликтов, ибо многие важные проблемы оказались нерешенными, народные массы политически остались бесправными.

Международное признание своего суверенитета Республика получила лишь по Вестфальскому миру 1648 г. Хотя общеисторическое значение Нидерландской буржуазной революции 16 в. и было ограниченным, плодом ее явилось возникновение первой в мире буржуазной Республики Соединенных провинций.