Научно-фантастический фильм

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

На протяжении всей истории кино тема фантастического всегда привлекала как зрителей, так и кинематографистов. Еще в начале XX в. французский режиссер Ж. Мельес, один из пионеров игрового кинематографа, создал первые фантастические фильмы: «Путешествие на Луну» (1902), «20 ООО лье под водой» (1907), «На завоевание полюса» (1912), с успехом использовав в них мотивы произведений Ж. Верна и Г. Уэллса.

Фантастические фильмы немого кино 10—20-х гг., несмотря на свой развлекательный характер, отразили горький опыт первой мировой войны, когда вера в достижения науки и техники обернулась разочарованием и человечество явилось свидетелем того, как научно-технические изобретения стали служить целям разрушения. В 1916 г. немецкий режиссер О. Рипперт в фильме «Гомункулус» рассказал об искусственном человеке, восставшем против своего создателя. Фильм «Безумие доктора Тюба» (1915) французского режиссера А. Ганса открывает тему о безумном ученом и его таинственных экспериментах. В киноленте Р. Клера «Париж уснул» (1923) появляется жуткая картина мира без людей.

Научно-техническая революция, возможности и опасности технического прогресса — эти проблемы интересуют кинофантастику с первых лет ее существования. Она чутко реагирует не только на развитие науки и техники, но и на изменения в состоянии общества, связанные с научно-техническим прогрессом. Эта особенность кинофантастики уже в период немого кино привлекает таких видных деятелей мирового искусства, как немецкие режиссеры Ф. Мурнау (фильм «Носферату — симфония ужаса», 1922), Ф. Ланг («Метрополис», 1926, в котором пессимистически изображено общество будущего; «Женщина на Луне», 1929), испанский режиссер Л. Буньюэль («Золотой век», 1930) и другие.

Советские киноленты этого периода — «Аэлита» (по роману А. Н. Толстого, 1924, режиссер Я. А. Протазанов) и «Луч смерти» (1925, режиссер Л. В. Кулешов) — обогатили жанр научно-фантастических фильмов социальным анализом, новыми изобразительными приемами. В 30-е гг. постановку фильма «Космический рейс» (1936, режиссер В. Н. Журавлев) консультировал выдающийся советский ученый, основоположник космонавтики К. Э. Циолковский.

Для западного кинематографа 30-х гг., и в частности кино США, характерна серия фильмов об опасных экспериментах безумных ученых («Человек-невидимка», по Г. Уэллсу, 1933, режиссер Дж. Уэйл и его же фильмы «Франкенштейн», 1931 и «Невеста Франкенштейна», 1935 — об ученом, создавшем искусственного человека), а также фильмы о фантастических цивилизациях («Потерянный горизонт», 1937, режиссер Ф. Капра).

Современная история научно-фантастического кино началась с кинолент «Направление — Луна» (1950, режиссер И. Пайчел), «Это пришло из другого пространства» (1953, режиссер Дж. Арнолд), «Завоевание космоса» (1955, режиссер Б. Хаскин), которые рассказывали о фантастических космических путешествиях и о прибытии инопланетян на Землю, а также о далеких перспективах науки и техники.

Фантастическая тема развивается в киноискусстве капиталистических стран в двух различных аспектах. В одних кинолентах, например во многих американских и японских фильмах, сцены, изображающие чудовищ, катастрофы, разрушения, показываются прежде всего с целью поразить и ужаснуть зрителей; такие фильмы нередко имеют реакционную основу и служат средством обработки сознания массовой зрительской аудитории. В других фильмах их создатели пытаются с помощью фантастического сюжета поставить перед зрителями важнейшие проблемы современного мира (нравственные, философские, социальные), заставить задуматься о будущем человеческой цивилизации. Так, американские фильмы «День, когда остановилась Земля» (1951, режиссер Р. Уайз) и «На последнем берегу» (1959, режиссер С. Крамер) содержат предостережение человечеству о губительных последствиях накопления атомного оружия. Прогрессивные художники используют форму научно-фантастического фильма для обличения противоречий буржуазного общества («Проклятые», 1961, режиссер Дж. Лоузи; «451° по Фаренгейту», 1966, режиссер Ф. Трюффо; «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу», 1963; «Заводной апельсин», 1971, режиссер С. Кубрик).

Все чаще кинематографисты обращаются к творчеству современных писателей-фантастов — Р. Бредбери, С. Лема, А. Кларка. В кинофантастику пришли режиссеры, которых всегда интересовал мир человеческих отношений, ценностей, человеческая личность: С. Кубрик, А. Рене, Ф. Трюффо, Ж. Л. Годар, Д. Франкенхеймер, И. Бергман... С помощью фантастики они раскрывают в своих фильмах внутренние механизмы социальных и психологических явлений, создают модели мира, позволяющие этим художникам выразить тревогу и беспокойство, боль и отчаяние, надежды и мечты современного человека.

Среди наиболее известных научно-фантастических фильмов советского кино — «Человек-амфибия» (по произведению писателя-фантаста А. Р. Беляева, 1962, режиссеры Г. С. Казанский и В. А. Чеботарев), «Молчание доктора Ивенса» (1974, режиссер Б. А. Метальников), «Отель „У погибшего альпиниста"» (по произведению А. Н. и Б. Н. Стругацких, 1979, режиссер Г. Е. Кроманов), «Москва — Кассиопея», «Через тернии к звездам» (1974 и 1981, режиссер Р. Н. Викторов), «Солярис» (1972, по роману С. Лема) и «Сталкер» (1980, по сценарию А. Н. и Б. Н. Стругацких), режиссер А. А. Тарковский.

Называть кинофантастику жанром можно только условно (см. Виды и жанры кино). Она пользуется самыми разными жанрами: приключенческим («Завоевание планеты обезьян» Д. Томпсона, 1972), мелодрамой («Человек-амфибия» Г. С. Казанского и В. А. Чеботарева, 1962), психологической драмой («Кракатит» О. Вавры, 1948), сатирической комедией («Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу» С. Кубрика, 1963), детективом («Отель „У погибшего альпиниста"» Г. Е. Кроманова, 1979). А, например, киноленту «Отроки во Вселенной» (1975) Р. Н. Викторова сопровождает подзаголовок «Фантастическая комедия».

Лучшие научно-фантастические фильмы помогают людям заглянуть в завтрашний день, решать волнующие их проблемы настоящего и будущего.