НОКТЮРН

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ноктюрн (в переводе с итальянского — «ночной») — ночная музыка. Слово «ноктюрн» в разные времена означало разные жанры. В XVIII в. ноктюрн был жанром развлекательной музыки и предназначался для исполнения в ночное время на открытом воздухе. Он сочинялся для различных инструментов, обычно для ансамбля духовых или духовых и струнных инструментов. Ноктюрн XVIII в. состоял из нескольких частей, различных по характеру: оживленных, лирических, танцевальных, шутливых, бодрых и энергичных. Нередко он начинался и заканчивался маршем, как бы изображая приход и уход музыкантов, так как он обычно исполнялся у дома в честь какой-либо особы. Образцы таких ноктюрнов встречаются у Й. Гайдна и В. А. Моцарта. Помимо инструментальных ноктюрнов в XVIII в. существовали и вокальные — сольные и ансамблевые, с сопровождением и без него.

В XIX в. ноктюрн — одночастная инструментальная пьеса лирического характера. Ком-позиторы-романтики понимали этот жанр «ночной музыки» как пьесы мечтательного, задумчивого, спокойного характера, в которых они стремились передать различные оттенки чувств и Настроений, поэтические образы ночной природы. Основателем нового ноктюрна был ирландский пианист и композитор Джон Филд. В его 17 ноктюрнах создан стиль нежной, певучей игры на фортепьяно. Мелодия этих ноктюрнов, обычно романсовая, напевная, широкого дыхания, развивается на фоне спокойно колышущихся фигураций аккомпанемента, вызывающих в воображении пейзажные образы. В творчестве Ф. Шопена ноктюрн достиг наивысшего художественного совершенства, превратился в концертное произведение, значительное по содержанию. Ноктюрны Шопена многообразны по характеру: светлые и мечтательные, скорбно-задумчивые, героико-патетические, мужественно-сдержанные. Причудливые фантастические образы царят в ноктюрнах Р. Шумана. Ноктюрны писали также Ф. Лист, Э. Григ, М. И. Глинка, М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин и другие. Встречаются ноктюрны не только для фортепьяно, но и для ансамбля и оркестра. Ноктюрном названа III часть 2-го квартета А. П. Бородина, одна из частей музыки Ф. Мендельсона к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь», часть из I картины балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя». Часто с жанром ноктюрна связан лишь общий лирический тон произведения, например, в «Ноктюрнах» К. Дебюсси, I части 1-го концерта Д. Д. Шостаковича для скрипки с оркестром, в сонате-ноктюрне А. Н. Александрова.