НАРЕЧИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

На лингвистических картах, отражающих распространение диалектов русского языка, можно увидеть два противопоставленных друг другу наречия — северное и южное, между которыми полосой пролегают среднерусские говоры (см. карту «Наречия русского языка»). Каждое из этих наречий характеризуется несколькими типичными языковыми особенностями, по которым всегда можно узнать северноруса и южноруса. Наречия эти складывались на протяжении нескольких столетий, а начало их формирования относится к эпохе Киевской Руси.

Одним из древнейших диалектных явлений, с которых началось образование южного и северного наречий русского языка, было произношение щелевого звука [γ] («звонкого х») на месте взрывного [г]: [γ]олова, о[у]ород, [γ]лубокий, о[γ]онь, доро[γ]а. При этом если [г] чередуется на конце слова с [к]: подру[г]а — дру[к], но[г]а — но[к], кру[г]лый — кру[к]), то [γ] чередуется с [х]: подру[γ]а — дру[х], но[γ]а — но[х], кру[γ]лый — кру[х]. Хорошо известна пословица: «Старый друг лучше новых двух». Возникла эта пословица в южнорусской среде, где слова дру[х] и дву[х] составляют точную рифму.

Явление это зародилось в XI—XII вв. где-то на Черниговской земле, а затем проникло в соседние Киевскую и Рязанскую земли, постепенно захватывая все большие и большие территории. Произношение щелевого звука на месте взрывного [г] свойственно сейчас не только южному наречию, но и украинскому и белорусскому языкам.

Следующим явлением, рмевшим очень важное значение в формировании русских наречий, было аканье. Возникло оно, как считают многие ученые, в конце XII — первой половине XIII в. Первоначальная область его распространения — бассейны верхней и средней Оки и междуречье Оки и Сейма, т. е. современные Курская, Орловская, Тульская и Ря-занская-области. Волна этого явления, постепенно распространяясь на север, захватила Смоленские и Полоцкие земли (в XIV—XV вв.), затем отсюда гГроникла в Псковскую землю и на остальную территорию современной Белоруссии. В говоре Москвы аканье утвердилось с XVI в. К северу от границы аканья продолжало сохраняться оканье. Граница полного оканья сейчас почти везде совпадает с границей северного наречия.. Поэтому по произношению [г] взрывдого и различению [о] и [а] во всех безударных слогах, когда говорят п[о]д[о]йду и з[а]п[а]су-, пор[о]х и пром[а]х, сразу можно узнать северноруса.

Еще одна яркая южнорусская черта — окончание -е в родительном падеже единственного числа существительных 1-го склонения: был у сестре, добежал до меже, жил без родне, вытащил из реке. Такое окончание часто можно встретить в сочетании существительного с предлогом у: у жене, у козе, у маме. Эту диалектную черту отражает возникшая на южнорусской территории известная поговорка: «У голодной куме все хлеб на уме». Особенность эта проникала раньше и в московское просторечие. В первоначальной редакции пушкинского романа в стихах Онегин говорит Ленскому:

...В чертах у Ольги жизни нет.

Как у Вандиковой мадонне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

В литературном языке правильно «у мадонны», и Пушкин позднее изменил эту строку.

Но языковые новообразования распространялись не только с юга. С северных территорий возникало встречное движение языковых волн.

Если посмотреть древнейшие памятники русской письменности XI и XII вв., то можно обнаружить глагольные формы он несеть, ся-деть, держить, они возьмуть, летять, ходять с -ть в 3-м лице единственного и множественного числа настоящего и простого будущего времени Так говорили все русские в то время В XIII в в новгородском диалекте зарожда ется произношение твердого [т] в этих формах К концу XIV в это явление охватывает и гово ры Ростово-Суздальской земли

Многие знают пословицы «Без зубов лесть, а с костьми съест», «Много говорить — голо ва заболит», «Не учи хромать, у кого ноги болят» Пословицы эти рифмованные Но чтобы рифма была точной, нужно вместо съест, за болит, болят сказать съесть, заболить, болять Именно такое произношение — с мягким [т'] глаголов 3-го лица характерно сейчас для южного наречия Эти пословицы были созданы в южной России, а потом распространились на более широкой территории

Примерно к тому же времени — XIII — XIV вв относится распространение и еще одно го новгородского новообразования — совпаде ния форм дательного и творительного падежей множественного числа прилагательных и местоимений подошел к нам, к вам и говорил с нам, с вам (вместо с нами, с вами), к большим (молодым) деревьям и с большим (молодым) деревьям (вместо с большими (молодыми) деревьями) Позднее совпадение этих форм произошло и у существительных Появились сочетания пирог с жареным грибам, вернулась с пустым ведрам, кошка с маленьким котятам, пошел за новым сапогам Это диалектное явление отражает севернорусская пословица «Ходит хам по горам, берет ягоды с грибам» (о смерти)

Возникают новообразования и в других се вернорусских областях

По видимому, в XIV в в ростово суздальских говорах происходит утрата [j] между гла сными с последующей ассимиляцией и стяже нием гласных быв[aje]т > быв[аэ]т > быв[аа]т > быв[а]т, стар[aja] > стар[аа] > стар[a] Отсюда это явление идет на север, на северо запад В говорах, знающих это явление, можно услышать ты знаэшь, знаашь или знашь, он умёэт или улёт, мы думаэм, думаам или думам. Черта эта характерна для северного наречия. Северяне же сложили пословицу: «Парень тороват (т. е. ловкий), да дела не знат».

Одни и те же понятия могут в северном и южном наречиях обозначаться разными словами:

Волны диалектных явлений, шедшие с юга и с севера, не останавливались у одной и той же границы. Они перехлестывали через эту границу, в результате чего образовалась область, где совмещаются южные и северные черты. В этих говорах могут сочетаться аканье с [г] взрывным, мягкое [т'] в 3-м лице глаголов с утратой [j] между гласными, формы «у сестрё» и «с моим дочерям». Своеобразие этих говоров не в наличии каких-то особых языковых явлений, а именно в совмещении южных и северных диалектных особенностей. Поэтому эти говоры и не составляют особого наречия. Это среднерусские говоры.