Мультипликационное кино

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Встреча с новым мультфильмом почти всегда таит в себе радость открытия неведомого мира, созданного фантазией художников. В нем обитают популярные, давно полюбившиеся зрителям герои рисованных и кукольных фильмов — меланхоличный Крокодил Гена с неразлучным другом Чебурашкой, хозяйственный, рассудительный кот Матроскин, всегда забавно серьезный Винни-Пух, артистичный блудный Попугай, Малыш и Карлсон, который живет на крыше.

Вместе с Алисой, ее папой профессором Селезневым и капитаном Зеленым (фильм «Тайна третьей планеты» Р. А. Качанова по сценарию К. Булычева) мы совершаем путешествия на неведомые планеты, знакомимся с птицей Говоруном с планеты Блук, способной летать между звездами; крылатой коровой Склисс; роботами с планеты Железяка. Оживают на экране, наделяются своим неповторимым характером, чувствами, привычками и образы, рожденные народным поэтическим воображением. Этот мир — реальный, сказочный, фантастический, волшебный — создают в тесном творческом содружестве режиссер, художник-постановщик и художники-мультипликаторы. Их персонажи — рисованные или кукольные — показаны на экране с помощью покадровой съемки.

Слово «мультипликация» в переводе с латинского означает «умножение». Человеческий глаз удерживает на сетчатке любое изображение в течение одной двадцатой доли секунды. Это явление в науке называется персистенцией, или инерцией зрительных впечатлений. Так как в кинопроекторе за секунду пробегает 24 кадра, каждый длительностью в одну двадцать пятую доли секунды, то все они сливаются в одно непрерывное изображение. На этом и основан принцип кинематографа. Но стоит остановить пленку — иллюзия движущегося изображения исчезнет, и на экране застынет неподвижное изображение.

Рисунок впервые зашевелился и ожил в лаборатории бельгийского физика Ж. Плато в 1832. Два десятка рисунков — различных фаз движения человека,— нанесенные на барабан незамысловатого прибора — фенакистископа, при быстром вращении диска сливались в одно непрерывно движущееся изображение. Рисованный человечек бежал, энергично размахивая руками. Спустя сорок пять лет, в 1877 г., французский художник-изобретатель Э. Рейно взял патент на новый аппарат для оптической проекции на экран движущихся изображений — праксиноскоп. «Оптический театр» Рейно, представления «рисованных пантомим» которого в Музее Гревен в Париже на протяжении многих лет пользовались успехом у зрителей, был по существу прообразом мультипликации. Но только через десять лет после изобретения кинематографа художники начали создавать первые рисованные фильмы. Пионеры мультипликации: американцы С. Блэктон и У. Маккей, француз Э. Коль — практически заново осваивали для себя принцип покадровой съемки рисунков, постигая тайны выразительного одушевления.

В России талантливый художник и оператор В. А. Старевич снял первый в мире кукольный фильм «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей», персонажами которого были препарированные жуки.

Становление отечественной школы мультипликации началось во второй половине 1920 г. Вслед за фильмами-памфлетами, агитплакатами, ожившими карикатурами появились и первые детские мультфильмы: «Сенька-африканец» И. П. Иванова-Вано, Ю. А. Меркулова, Д. Я. Черкеса; «Каток» Иванова-Вано, Черкеса; «Тараканище» А. В. Иванова; «Почта» М. М. Цехановского, положившие начало развитию детского мультипликационного кино.

Создание в 1936 г. студии «Союзмультфильм», оснащенной самой современной по тому времени техникой, позволило резко увеличить количество рисованных фильмов, обращенных к юному зрителю. Особое развитие получает жанр сказки — народной, классической, современной.

Долгое время фильмы-сказки преобладали в жанровой палитре мультипликации. В 1947 г. один из зачинателей этого вида искусства — Иванов-Вано снял первый советский полнометражный рисованный фильм «Конек-Горбунок» по сказке П. П. Ершова. Художник Л. И. Мильчин, обратившись к традициям народного искусства — росписям старинных прялок, лубка, резьбе по дереву, создал удивительно богатый и красочный стиль картины, созвучный духу и атмосфере поэтической сказки Ершова

Лучшие фильмы-сказки послевоенных лет — «Снежная королева», «Золотая антилопа» режиссера Л. К. Атаманова принесли нашей мультипликации известность на международном экране, вошли в золотой фонд искусства. В эти же годы художники вывели на экран постоянных героев серийных фильмов. Начало положила серия спортивных лент Б. П. Дежкина и М. С. Пащенко: «Необыкновенный матч», «Старые знакомые» и др. Огромной популярностью пользуются знаменитая серия В. М. Котеночкина «Ну, погоди!», фильмы Р. А. Качанова о Чебурашке и Крокодиле Гене.

Большой вклад в расширение выразительных возможностей мультипликации внес режиссер Ф. С. Хитрук, одинаково свободно чувствующий себя в острых жанрах современной тематики и в традиционных жанрах сказки и притчи: «История одного преступления», «Фильм, фильм, фильм!», ленты о Винни Пухе и др.

Многие значительные открытия мультипликации I960—1970-х гг. связаны с творчеством нового поколения режиссеров и художников, интенсивно осваивавших ее новые тематические, жанровые и пластические возможности. Тонкая лиричность, мягкий юмор отличают кукольные ленты Н. Н. Серебрякова «Я жду птенца», «Не в шляпе счастье»; В. В. Курчевского «Мой зеленый крокодил»...

Интересным открытием 1970-х гг. стали фильмы-сказки молодого режиссера Ю. Б. Норштейна «Лиса и Заяц», «Цапля и Журавль», «Ежик в тумане». Вопреки всем канонам сказки, обозначающим лишь какую-то одну черту характера персонажа, режиссер насытил характеры главных героев таким количеством психологических нюансов, добился такой выразительности каждого жеста, что персонажи приобрели почти человеческую рельефность. Незабываемы полные грусти и немного укора глаза Зайца, обращенные прямо на зрителя. Картины Норштейна изменили отношение к сказке. По этому пути пошли многие талантливые молодые художники, обогащая и развивая возможности жанра. Свой собственный подход к сказке нашел Э. В. Назаров, с удивительной проникновенностью и юмором поведавший историю о старом псе, выгнанном хозяевами из дома, и таком же старом волке («Жил-был пес»).

Интерес к миру человеческой души, стремление раскрыть сложный внутренний мир современного человека получили наиболее яркое воплощение в фильме Норштейна «Сказка сказок». Серенький Волчок, один из центральных героев фильма, помог связать разные сферы реальности — мир подлинный и мир поэтический, мир сказочный и мир исторический, мир нашей памяти. Это направление осваивают и другие режиссеры: А. Ю. Хржановский, создавший трилогию фильмов по рисункам А. С. Пушкина, И. Н. Гаранина в кукольных фильмах «Бедная Лиза» и «Балаган», С. С. Соколов в картине «Черно-белое кино».

Советское мультипликационное кино многонационально. Мультипликационные студии сегодня существуют во всех союзных республиках. Большим успехом у зрителя пользуются жанры научной фантастики, мьюзикла, сатирической миниатюры, притчи, веселой пародии. И конечно, сказка, национальный эпос. Фильм «Большой Тылл» эстонского режиссера Р. А. Раамата, поставленный на основе преданий жителей острова Сааремаа, рассказывает о великане, помогающем народу выстоять в борьбе с жестокими завоевателями. На основе поэмы героического казахского эпоса режиссеры из Алма-Аты Ж- Даненов и Г. Кистауов сняли фильм «Алпамыс-батыр». Популярным героем стал Самоделкин, о похождениях которого зрители узнают из серии фильмов В. Бахтадзе.

Мультипликационному кино посвятили свое творчество многие известные мастера. Среди них — выдающийся американский режиссер У. Дисней, канадец Н. Мак-Ларен, основатели чехословацкого кукольного фильма Й. Трнка, К. Земан, Г. Тырлова; румынский режиссер Й. Попеску-Гопо, болгарские режиссеры Т. Динов, Д. Донев, С. Духов, югославские мастера Д. Вукотич, Б. Довникович, замечательный японский режиссер, мастер кукольной мультипликации К. Кавамото и другие.

Искусство мультипликации живет непрерывными открытиями. Художники постоянно ищут и осваивают разнообразные материалы — пластилин, глину, шерстяные нитки, обращаются к необычным техникам, например «ожившей живописи». В этой области успешно работает польский режиссер В. Герш («Малый вестерн» и др.). Стремительно развивается так называемая компьютерная мультипликация, основанная на электронике и применении кибернетических машин.