Многонациональное искусство советского периода

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Октябрьская социалистическая революция впервые поставила искусство на службу народу. Жизненная правдивость, коммунистическая партийность, народность — вот основные качества советского искусства, а его творческий метод—социалистический реализм предполагает правдивое, исторически конкретное изображение действительности в свете революционного общественного развития. Проникнутое коммунистическими идеалами, отражающее революционную борьбу масс и их героический труд, советское искусство стало важным фактором развития мировой художественной культуры, оказало сильнейшее влияние на искусство социалистических стран, прогрессивных художников всего мира. Первое в истории искусство социалистического общества многонационально: оно впитало в себя традиции более чем сотни больших и малых народов и выработало общие всем цели и методы. Социалистическая революция уничтожила преграды, мешавшие взаимопониманию и взаимному обогащению национальных культур, дала им руководящие принципы и возможность приобщиться к высшим достижениям мировой культуры. На какой бы стадии ни начиналось развитие национального искусства в советские годы (некоторые народы раньше знали только орнаментальное украшение бытовых предметов и простейшую резьбу и роспись), все народы были приобщены к профессиональному художественному творчеству, в котором гармонично сочетаются разнообразнейшие виды и жанры. Важнейшим результатом культурного развития было эстетическое просвещение всех трудящихся, приобщение к искусству миллионов людей. Наряду с многотысячным коллективом профессиональных мастеров, объединенных в Союз художников, выражением безграничности творческих сил, пробужденных Октябрьской революцией, является широкое развитие самодеятельного творчества. Процесс демократизации искусства способствовал возрастанию его роли в идейном и эстетическом воспитании народа.

Уже с первых лет Советской власти в тяжелых условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи Коммунистическая партия и Советское государство систематически занимались вопросами развития культуры, сохранения художественных ценностей, развития музейного дела. Был принят декрет «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» (1918), проведена реформа художественного образования, учреждались закупочные комиссии для приобретения в государственные фонды художественных произведений, устраивались художественные выставки и конкурсы. Революция застала искусство в сложной, противоречивой ситуации. В стране существовали все типы художественной культуры — от почти первобытных, примитивных до стоявших на самом высоком уровне мирового развития. Часть художественной интеллигенции отказалась от сотрудничества с Советской властью, эмигрировала. Но велика была и «армия искусств»— художники разных направлений с энтузиазмом восприняли возможность работать для революционного народа. Огромную роль в формировании советского искусства сыграл ленинский план монументальной пропаганды, предусматривавший пропаганду коммунистических идей художественными средствами. Декрет СНК от 12 апреля 1918 г. «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции» («О памятниках Республики») ознаменовал начало монументальной пропаганды: по утвержденному Лениным плану многие скульпторы — Н. А. Андреев, Т. Э. Залькалн, С. Т. Конёнков, С. Д. Лебедева, М. Г. Манизер, А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, В. И. Мухина, В. А. Синайский, И. Д. Шадр, Л. В. Шервуд — работали над памятниками деятелям революции и культуры. Массовое агитационное искусство, в общедоступной форме раскрывавшее всемирно-исторический смысл революционных событий, проявилось также в жизнерадостных, героически-призывных и сатирических композициях, устанавливавшихся в городах во время праздников, в росписях агитационных поездов и пароходов. Среди авторов были С. В. Герасимов, П. В. Кузнецов, А. В. Куприн, Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин, Г. К. Савицкий.

Необходимость пропагандировать и разъяснять народу очередные задачи Советской власти вызвала подъем искусства плаката, как печатного (Д. С. Моор, В. Н. Дени, А. П. Апсит в РСФСР, позже А. И. Страхов на Украине), так и рисованного, размноженного с помощью трафарета («Окна РОСТА» — В. В. Маяковский, М. М. Черемных в Москве, В. В. Лебедев в Петрограде), где использовались традиции прогрессивной политической графики и народных лубочных картинок. Начался выпуск массовой иллюстрированной литературы, резко демократизировалась журнальная и газетная графика, появились рисунки, эстампы, посвященные революционным событиям, праздникам, гражданской войне. Среди крупных графиков тех лет были И. Н. Павлов, Н. Н. Купреянов, Д. И. Митрохин, А. П. Остроумова-Лебедева, В. Д. Фалилеев в РСФСР, Г. И. Нарбут на Украине, Азим Азимзаде в Азербайджане. С графикой перекликался «агитационный» фарфор С. В. Чехонина и других мастеров. Представители «левых» течений, воспринявшие революцию как сокрушение всех традиций прошлого, безуспешно пытались выразить идеи революции модернистскими, формалистическими средствами: Но в живописи тех лет появились картины, посвященные победе революции, как документального характера (И. И. Бродский, И. А. Владимиров), так и символико-аллегорические (Б. М. Кустодиев, К. Ф. Юон). Символическое звучание имели и ярко эмоциональные полотна К. С. Петрова-Водкина, А. А. Рылова.

В 1920-х гг. развитие советского искусства происходило в напряженной борьбе художественных объединений, которые выступили с декларациями и теоретическими программами, стремясь обосновать и утвердить собственную линию в искусстве. Начало 1920-х гг. отмечено кризисом и распадом модернистских течений; основная группа приверженцев абстрактной живописи перешла к «производственному искусству». Несмотря на грубую ошибочность теорий «производственников» (отрицание художественного наследия, станкового искусства, образного познания действительности) и на утопичность многих проектов, не учитывавших бытовых традиций и географических условий, некоторые участники этого движения добились несомненного успеха в создании образцов современной мебели, одежды, текстиля, полиграфии, оформления выставок. Важную роль в художественной промышленности начали играть керамические и текстильные предприятия, народные художественные промыслы (лаковая миниатюра в селах Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино, хохломская роспись по дереву, богородская резьба по дереву, художественная обработка металла в ауле Кубачи в Дагестане, ковроделие в Средней Азии и на Кавказе). В первой половине 1920-х гг. изобразительное искусство решительно повернуло к реализму и новой, советской тематике. Стремясь художественно осмыслить революционную действительность, преодолевая эстетские взгляды на цели искусства, тенденции формализма и натурализма, мастера искусства постепенно приходили к осознанию принципов социалистического реализма. В утверждении правдивого, достоверного отражения революции и советского быта основными были заслуги Ассоциации художников революционной России (АХРР), а также ее филиалов и родственных организаций, возникших на Украине, в Белоруссии, Грузии, Армении, Узбекистане, Башкирии, Татарии. Общество художников-станковистов (ОСТ) стремилось выразить новые черты советской жизни — индустриальное развитие, энергию и бодрость молодой страны. В обществе «Четыре искусства» объединялись мастера, владевшие высокой профессиональной культурой. Начало складываться профессиональное искусство у народов, до того не знавших станковой живописи, скульптуры, графики.

В живописи 1920-х — начала 1930-х гг. на первый план выдвинулась тематическая картина — историко-революционная и бытовая (Ф. С. Богородский, И. И. Бродский, С. В. Герасимов, М. Б. Греков, А. А. Дейнека, А. В. Моравов, К. С. Петров-Водкин, Ю. И. Пименов, Е. М. Чепцов), значительные картины создали художники Украины, Белоруссии, Кавказа, Средней Азии, Сибири (Ф. Г. Кричевский, А. Г. Петрицкий, Н. С. Самокиш на Украине, В. В. Волков в Белоруссии, Седрак Аракелян в Армении, П. П. Беньков в Узбекистане, Бяшим Нурали в Туркмении, Цыренжап Сампилов в Бурятии). Яркое, жизнеутверждающее искусство пейзажа и натюрморта приобрело особую выразительность в стране, возрождающейся после разрухи и набирающей силы (В. Н. Бакшеев, И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, П. В. Кузнецов, Н. П. Крымов, И. И. Машков, А. А. Осмеркин, К. Ф. Юон, Б. Н. Яковлев в РСФСР, Мартирос Сарьян в Армении и др.). Большую галерею портретов рабочих и крестьян, героев революции и гражданской войны, рожденной новой жизнью молодежи, активистов, советской интеллигенции создали С. В. Малютин, В. Н. Мешков, Г. Г. Ряжский, скульпторы А. С. Голубкина, В. Н. Домогацкий, С. Д. Лебедева в РСФСР, живописцы П. Г. Волокидин на Украине, Степан Агаджанян в Армении, Кетевана Магалашвили, скульптор Яков Николадзе в Грузии. Скульпторы Н. А. Андреев, С. Т. Конёнков, Б. Д. Королев, А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, В. И. Мухина, И. Д. Шадр в РСФСР, И. П. Кавалеридзе на Украине, продолжая работу по монументальной пропаганде, создавали произведения, выражавшие в обобщенной форме идеи коммунизма, воплотившие образы В. И. Ленина и героев революции.

Высокая культура театрально-декорационного искусства сочетала богатую живописную фантазию с поисками в области сценических конструкций (А. А. Веснин, А. Я. Головин, В. А. Симов, В. А. и Г. А. Стенберги, Ф. Ф. Федоровский, Г. Б. Якулов в РСФСР, А. Г. Петрицкий на Украине), начало развиваться кинодекорационное искусство (В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, И. А. Шпинель). К высшим достижениям мирового искусства графики принадлежат гравюры на дереве В. А. Фаворского, А. И. Кравченко, П. Я. Павлинова, украинца В. И. Касияна, армянина Акопа Коджояна, рисунки В. М. Конашевича, В. В. Лебедева, П. В. Митурича, Н. А. Тырсы, акварели Л. А. Бруни, А. В. Фонвизина, украинца А. А. Шовкуненко, офорты И. И. Нивинского, сочетающие большую графическую культуру с глубоким реалистическим восприятием советской жизни.

Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» ликвидировало разрозненные объединения: создание единых союзов советских художников способствовало сплочению мастеров советского искусства в единый многонациональный коллектив. Утверждение принципов социалистического реализма как общего творческого метода в советском искусстве стало началом нового этапа его развития. Художественная культура 1930-х гг., активно развивавшаяся во всех республиках СССР, отличалась большой цельностью, будучи проникнута оптимизмом, гордостью за успехи социалистического строительства; первенствующее значение получили крупные тематические композиции, посвященные героической истории страны, достижениям первых пятилеток, советскому укладу жизни. Стремясь к идейно-художественной значимости своих произведений, художники большое внимание уделяли глубокому и всестороннему освоению классического художественного наследия. Большие тематические выставки («15 лет РККА», 1933; «20 лет РККА и Военно-Морского Флота», 1938; «Индустрия социализма», 1939), оформление крупных ансамблей (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в Москве, 1939), павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939), монументальные композиции, как скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной на парижской Всемирной выставке, демонстрировали идейную целеустремленность советского искусства, его жизнеутверждающую силу. Рост строительства усилил значение синтеза искусств, монументальной живописи (А. А. Дейнека, Е. Е. Лансере, В. А. Фаворский), памятников и монументально-декоративной скульптуры (М. Г. Манизер, Г. И. Мотовилов, Н. В. Томский, И. М. Чайков, Л. В. Шервуд в РСФСР, М. Г. Лысенко на Украине, З. И. Азгур в Белоруссии, П. В. Сабсай в Азербайджане). Были созданы крупные тематические полотна — историко-революционные картины М. Б. Грекова, И. Э. Грабаря, Б. В. Иогансона, произведения, изображающие новые явления советского быта (Т. Г. Гапоненко, С. В. Герасимов, Ю. И. Пименов, А. А. Пластов, А. Н. Самохвалов, Г. М. Шегаль в РСФСР, К. Д. Трохименко на Украине, З. М. Ковалевская в Узбекистане); возникли портреты, раскрывающие духовное богатство и творческую активность советских людей (А. М. Герасимов, В. П. Ефанов, П. Д. Корин, М. В. Нестеров), пейзажи, насыщенные чувством новой жизни (А. В. Куприн, Г Г. Нисский, А. А. Рылов в РСФСР, Н. Г. Бурачек на Украине, Мартирос Сарьян в Армении, Давид Какабадзе в Грузии, Урал Тансыкбаев в Узбекистане). В графике ведущее значение получили книжная иллюстрация, раскрывающая психологическое содержание литературных образов (Е. А. Кибрик, Кукрыниксы, К. И. Рудаков, Д. А. Шмаринов в РСФСР, И. С. Ижакевич на Украине, Сергей Кобуладзе в Грузии, Ерванд Кочар в Армении), станковый рисунок и эстамп (литографии Г. С. Верейского, гравюры на линолеуме И. Н. Павлова, И. А. Соколова, рисунки Н. П. Ульянова), сатирические композиции Б. Е. Ефимова, А. М. Каневского, Кукрыниксов. Богата выдающимися достижениями театрально-декорационная живопись (Н. П. Акимов, П. В. Вильяме, Б. И. Волков, В. В. Дмитриев). Художественная промышленность ориентировалась на традиционные национальные типы изделий и декора. Произведения народного искусства (ковры, керамика, металлические изделия, резьба по дереву, кости, алебастру) стали украшать фасады и интерьеры общественных сооружений и выставочных павильонов.

В годы Великой Отечественной войны (1941 —1945) художники разных национальностей самоотверженно трудились на фронте и в тылу, помогая средствами искусства мобилизовать народ на разгром врага. Традиции «Окон РОСТА» были возрождены в «Окнах ТАСС» (художники Кукрыниксы, В. В. Лебедев, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин), приобретших более живописный, эмоциональный характер. Волнующими, призывно-патриотическими были плакаты Л. Ф. Голованова, Н. Н. Жукова, В. С. Иванова, В. Б. Корецкого, Вл. А. Серова, Д. А. Шмаринова, украинца В. И. Касияна, грузина Ираклия Тоидзе; едко высмеивали фашистов сатирические плакаты и карикатуры Б. Е. Ефимова, Кукрыниксов. Формы агитационного искусства были многообразны — ленинградские плакаты «Боевой карандаш», графика фронтовых журналов и газет, серии фронтовых рисунков. Суровым, драматически напряженным было искусство, изображавшее трудную, героическую жизнь фронта и тыла, страдания народа, подвиги воинов и тружеников (картины Ф. С. Богородского, С. В. Герасимова, А. А. Дейнеки, Б. М. Неменского, А. А. Пластова, серии рисунков и литографий В. В. Богаткина, В. И. Курдова, А. Ф. Пахомова, Л. В. Сойфертиса, Д. А. Шмаринова). Пафосом советского патриотизма проникнуты композиции М. И. Авилова, А. П. Бубнова, П. Д. Корина, П. П. Соколова-Скаля, Н. П. Ульянова, посвященные героическому прошлому родной земли; портреты воинов, партизан, полководцев (А. М. Герасимов, П. И. Котов, Ф. А. Модоров, И. А. Серебряный, Вл. А. Серов, В. Н. Яковлев, скульпторы Е. В. Вучетич, В. И. Мухина, Н. В. Томский в РСФСР, З. И. Азгур в Белоруссии, Яков Николадзе в Грузии), пейзажи, вдохновленные горячей любовью к родине (Н. М. Ромадин). Героизм и страдания народа были запечатлены в скульптуре Е. Ф. Белашовой, В. В. Лишева, М. Г. Манизера. Особенно напряженной была творческая деятельность Студии военных художников имени М. Б. Грекова.

В послевоенные годы главными темами искусства стали историческая победа советского народа в войне, его труд по восстановлению и развитию народного хозяйства. Систематический характер приобрели всесоюзные и республиканские художественные выставки, бурно развивалось искусство во всех союзных республиках, росло значение художников автономных республик, краев и областей РСФСР. В 1947 г. был учрежден научный и творческий центр советского искусства — Академия художеств СССР, в 1957 г. на Первом съезде советских художников был образован единый Союз художников СССР. Были возведены крупные мемориальные сооружения памяти погибших воинов, памятники, монументальные портретные бюсты, созданы значительные произведения портретной и тематической станковой скульптуры (М. К. Аникушин, Е. Ф. Белашова, Е. В. Вучетич, Л. Н. Головницкий, А. П. Кибальников, В. И. Мухина, Н. В. Томский в РСФСР, М. К. Вронский, А. А. Ковалев, А. П. Олейник, Н. Л. Рябинин на Украине, Л. И. Дубиновский в Молдавии, Фуад Абдурахманов в Азербайджане, Константин Мерабишвили в Грузии, Ара Сарксян в Армении, Юозас Микенас в Литве, Александра Бриедис в Латвии, Антон Старкопф в Эстонии). В живописи центральное место принадлежало историко-революционным композициям, раскрывающим идейный смысл событий, роль народа в них (Б. В. Иогансон, Вл. А. Серов, В. Г. Цыплаков в РСФСР, А. М. Лопухов на Украине, Ото Скулме в Латвии); распространены были картины из жизни выдающихся деятелей прошлого (Г. С. Мелихов на Украине).

В батальных и жанровых полотнах, посвященных событиям прошедшей войны, запечатлены волнующие воспоминания о подвигах и переживаниях советских людей (Т. Г. Гапонеико, П. А. Кривоногое, А. И. Лактионов, Б. М. Неменский, Ю. М. Непринцев в РСФСР, В. Н. Костецкий, В. Г. Пузырьков на Украине); Кукрыниксы посвятили картины краху гитлеризма. Большой успех имели жанровые композиции, изображающие мирную трудовую жизнь народа, национальное своеобразие быта, тилические явления советской действительности (В. Н. Гаврилов, А. П. Левитин, Е. Е. Моисеенко, А. А. Мыльников, Ю. И. Пименов, А. А. Пластов, Ф. П. Решетников, Х. А. Якупов в РСФСР, С. А. Григорьев, Т. Н. Яблонская на Украине, Микаил Абдуллаев в Азербайджане, Оганес Зардарян в Армении, Эдуард Калнынь в Латвии, Аугустинас Савицкас в Литве, Гапар Айтиев, С. А. Чуйков в Киргизии).

В портрете преобладало стремление передать нравственный пафос, духовную устремленность советского человека (В. П. Ефанов, П. Д. Корин, Д. А. Налбандян, В. М. Орешников, И. А. Серебряный в РСФСР, М. М. Божий на Украине, Антанас Гудайтис в Литве). Значительной была тяга к созданию пейзажа-картины, символически воплощающего красоту и силу родной страны (Л. И. Бродская, С. В. Герасимов, А. М. Грицай, Б. Ф. Домашников, В. В. Мешков, Г. Г. Нисский, Н. М. Ромадин, Я. Д. Ромас, Б. Я. Ряузов в РСФСР, И. И. Бокшай в Украине, В. К. Цвирко в Белоруссии, Антанас Жмуйдзинавичюс в Литве, Саттар Бахлулзаде в Азербайджане, Урал Тансыкбаев в Узбекистане).

Для послевоенных лет характерно развитие политической графики (Б. И. Пророков, мастера карикатуры) и книжной иллюстрации, дающей развернутую образную характеристику сюжетных коллизий и персонажей литературы (О. Г. Верейский, С. В. Герасимов, Д. А. Дубинский, А. М. Каневский, Е. А. Кибрик, Д. А. Шмаринов); высокого уровня мастерства достигли в книжной гравюре на дереве А. Д. Гончаров, Ф. Д. Константинов, В. А. Фаворский в РСФСР, Л. А. Ильина в Киргизии, Йонас Кузминскис в Литве, Петерис Упитис в Латвии, в иллюстрировании детской книги — Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, В. В. Лебедев, А. Ф. Пахомов, Е. М. Рачев, Е. И. Чарушин. Серии станковых графических листов создали Е. А. Кибрик, А. В. Кокорин, А. М. Лаптев, Н. А. Пономарев в РСФСР, М. Г. Дерегус на Украине, Марал Рахманзаде в Азербайджане, Григор Ханджян в Армении, Витаутас Юркунас в Литве, Артур Апинис в Латвии, Эвальд Окас, Гюнтер Рейндорф, Эдуард Эйнманн в Эстонии. К этому периоду относятся театральные работы В. Ф. Рындина в РСФСР, Ф. Ф. Нирода на Украине, грузина Симона Вирсаладзе, Михаила Арутчяна в Армении, Артура Лапиня в Латвии, работы в кино М. А. Богданова, Г. А. Мясникова, А. И. Пархоменко. К достижениям монументально-декоративного искусства послевоенных лет принадлежат мозаики А. А. Дейнеки и П. Д. Корина, росписи узбекского живописца Чингиза Ахмарова, резьба народных узбекских мастеров; для декоративно-прикладного искусства было характерно изготовление уникальных выставочных произведений.

Вступление страны в период развитого социализма, воплощение в жизнь программы строительства коммунизма, ускорение хозяйственного и культурного развития определили задачи и особенности искусства 1960 — начала 1980-х гг. Окрепла связь художественного творчества с жизнью народа; союз искусства и труда находит выражение в творческой работе художников на предприятиях и стройках, в колхозах и совхозах.

Характерными чертами периода стали: органическое сочетание социалистического, интернационального содержания с богатством национальных форм и традиций; небывало быстрое развитие всех национальных школ и их плодотворное взаимодействие; гармоническое сочетание всех видов и отраслей художественного творчества — станковых, монументальных и декоративных, что создало предпосылки для формирования целостной эстетической среды, охватывающей все стороны духовной и материальной жизни советских людей. Важной чертой периода стало многообразие национальных школ, творческих направлений, индивидуальностей, активная творческая деятельность всех поколений, в том числе молодых художников. В искусстве 1960-х гг. большое значение приобрели образы, выражающие деятельную энергию народа, его сплоченность, силу характеров, интенсивность психологической жизни, богатство творческих дарований; показательно обогащение и усиление выразительных средств — композиционной структуры, ритма, колорита, пластической формы, линии; произведения стали более активно связываться с окружением, средой; стали меняться привычные границы жанров и видов искусства. Героика всенародного подвига, коллективная целеустремленность и самоотверженность выражены в произведениях скульптуры, живописи, графики. В стране воздвигнуты грандиозные архитектурно-скульптурные мемориальные ансамбли, монументы, памятники в честь вождей революции, важных исторических событий, в память погибших советских воинов и жертв фашистского террора, выдающихся отечественных деятелей (скульпторы М. К. Аникушин, М. Ф. Бабурин, Е. В. Вучетич, В. В. Исаева, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, О. С. Кирюхин, О. К. Комов, Н. В. Томский, В. Е. Цигаль, Ю. Л. Чернов в РСФСР, В. З. Бородай на Украине, А. О. Бембель в Белоруссии, Омар Эльдаров в Азербайджане, Элгуджа Амашукели, Мераб Бердзенишвили в Грузии, Гедиминас Йокубонис в Литве, Л. В. Буковский в Латвии, Хакимжан Наурзбаев в Казахстане, Тургунбай Садыков в Киргизии). Сила духа советских людей, стойко встречающих трудности, запечатлена и в станковой скульптуре.

В живописи выдвинулась большая плеяда мастеров, создавших полные эпической силы полотна, посвященные героике наших дней и историческим событиям, своеобразной, сильной красоте людей и природы разных областей Родины (Д. Д. Жилинский, В. И. Иванов, Г. М. Коржев, Ю. П. Кугач, Е. Е. Моисеенко, В. К. Нечитайло, А. Н. Осипов, П. П. Оссовский, В. Е. Попков, В. Ф. Стожаров, А. П. и С. П. Ткачевы в РСФСР, В. А. Чеканюк, В. В. Шаталин в Украине, М. А. Савицкий в Белоруссии, М. Г. Греку, В. Г. Руссу-Чобану в Молдавии, Таир Салахов в Азербайджане, Саркис Мурадян, Ашот Мелконян в Армении, Гурам Геловани, Зураб Нижарадзе в Грузии, Сильвестрас Джяукштас в Литве, Индулис Заринь, Эдгар Илтнер, Джемма Скулме в Латвии, Эльмар Ките, Лейли Мууга, Энн Пылдроос в Эстонии, Сабур Мамбеев, Салихитдин Айтбаев в Казахстане, Рахим Ахмедов в Узбекистане, Иззат Клычев, Чары Амангельдыев в Туркмении, Белек Джумабаев в Киргизии, Хушбахт Хушвахтов в Таджикистане). Перестройка архитектуры во второй половине 1950-х гг. дала новое значение монументальному искусству и изменила его облик. Значительностью символически обобщенных образов отмечены работы живописцев Н. И. Андронова, А. В. Васнецова, В. К. Замкова, О. П. Филатчева, Ю. К. Королева, А. А. Мыльникова, в РСФСР, В. В. Мельниченко, А. Ф. Рыбачук на Украине, Н. Ю. Игнатова, Зураба Церетели в Грузии, мастеров витража Казиса Моркунаса и Альгимантаса Стошкуса в Литве; крупные работы для Всемирных выставок выполнили мастера оформительского искусства К. И. Рождественский и Р. Р. Клике. Обновление театрального искусства определило новую выразительность пространства, цвета и света в творчестве Н. Н. Золотарева, В. Я. Левенталя, Э. Г. Стейберга, С. М. Юнович в РСФСР, грузина Иосифа Сумбаташвили. Большую идейную и драматическую насыщенность приобрела графика — получивший популярность в быту эстамп и книжная графика (Д. С. Бисти, И. В. Голицын, В. Н. Горяев, Г. Ф. Захаров, Н. В. Кузьмин, Т. А. Маврина, А. П. Мунхалов в РСФСР, Г. В. Якутович на Украине, Г. Г. Поплавский в Белоруссии, И. Т. Богдеско, Л. П. Григорашенко в Молдавии, Тенгиз Мирзашвили, Реваз Тархан-Моурави в Грузии, Е. М. Сидоркин в Казахстане, Стасис Красаускас, Альбина Макунайте в Литве, Гунар Кроллис в Латвии, Виве Толли, Харальд Ээльма в Эстонии). Успешно развивается искусство плаката (Е. А. Каждан, О. М. Савостюк, Б. А. Успенский в РСФСР, Давид Дундуа в Грузии, Юозас Галкус в Литве). 1960-е годы были ознаменованы развитием художественного конструирования промышленных изделий, интенсивными поисками новых рациональных форм бытовых предметов, разработкой новых образцов мебели, тканей, арматуры, новых форм и расцветок для керамики, стекла, выявлением эстетических возможностей материалов и процессов, развитием полузабытых или новых способов обработки материалов (в том числе чеканки по металлу).

Многограннее по тематике, жанрам, художественным приемам стало искусство 1970-х — начала 1980-х гг.

Броские, декоративные черты живописи, интенсивная красочность, декларативные обобщенные образы уступили место станковым более интимным формам картины, более разработанной и богатой нюансами живописи большей психологической сложности замысла, широкой гамме чувств и размышлений. В скульптуре утверждается свобода пространственной композиции, которая порой приводит к обогащению скульптуры элементами живописных жанров — пейзажа, натюрморта, интерьера. В графике заметно усложнение философской концепции произведений, чему соответствует усложнение композиции и технических приемов (особенно в гравюре на металле). Общей чертой является резкая индивидуализация образов и художественных приемов. Растет интерес, с одной стороны, к большим социальным проблемам, к исторической перспективе, с другой — к миру интимного, домашнего бытия. Большое значение для воспитания творческой смены сыграло постановление ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» (1976). Молодые художники принесли в искусство широкий интерес к тому, что совершается в мире, пристальное внимание к лучшим традициям мирового и отечественного художественного наследия.

Советское многонациональное искусство находится в непрерывном развитии. В докладе «Шестьдесят лет СССР» на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 года Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов сказал: «Нужно упорно искать новые, отвечающие сегодняшним требованиям методы и формы работы, позволяющие сделать еще более плодотворным взаимное обогащение культур, открыть всем людям еще более широкий доступ ко всему лучшему, что дает культура каждого из наших народов».