Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910)

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
М. А. Балакирев.jpg

Восемнадцатилетним юношей Милий Алексеевич Балакирев впервые встретился с М. И. Глинкой, который с интересом прослушал сочинение молодого автора — фантазию на мотивы из оперы «Иван Сусанин». Окончательно решив стать музыкантом, Балакирев переезжает в Петербург. К этому времени он окончил гимназию в Нижнем Новгороде, там же занимался музыкой у дирижера местного театра. Затем учился в Казанском университете на математическом факультете, выступал как пианист-виртуоз в домах аристократов.

В Петербурге он сразу приобретает известность как пианист, но не хочет этим ограничиваться. Вдохновленный чтением журналов «Современник» Н. Г. Чернышевского, «Колокол» А. И. Герцена, советами В. В. Стасова, Балакирев выбирает для себя путь нелегкой борьбы за передовое искусство, за утверждение самобытности русской музыкальной культуры. Вместе с хоровым дирижером Г. Я. Ломакиным в 1862 г. Балакирев организует Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования. С этого момента началась его дирижерская деятельность. В концертах исполнялись произведения Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, Г. Берлиоза, Р. Шумана, Ф. Листа.

Вокруг Балакирева сложился кружок композиторов, известный под названием «Могучая кучка». На протяжении ряда лет он помогал овладеть композиторским мастерством М. П. Мусоргскому, А. П. Бородину, Ц. А. Кюи.

Чтобы собрать и записать народные песни, Балакирев отправляется в поездки по Волге, на Кавказ. Услышанные там мелодии он использовал в своих сочинениях: «Увертюре на темы трех русских песен» (1858), симфонических поэмах «Русь» и «Тамара», фортепьянной фантазии «Исламей» (1869). Это замечательные образцы программной музыки. Образы стихотворения М. Ю. Лермонтова воссозданы в симфонической поэме «Тамара» (1882). Звуки оркестра рисуют картину таинственного Дарьяльского ущелья. В картине пира звучат мелодии восточных плясок: то грациозных, то стремительно-диких. Томный лирический мотив характеризует прекрасную царицу Тамару.

Творческое наследие Балакирева невелико: несколько симфонических, фортепьянных произведений, музыка к трагедии У. Шекспира «Король Лир», около 50 песен и романсов. Они привлекают искренностью и глубиной чувства, богатством образов: лирических, драматических, философских, сказочных.

С именем Балакирева связан целый этап в развитии русской музыкальной культуры. Восприняв заветы основоположников русской классики Глинки и Даргомыжского, Балакирев открывает новые пути развития музыки — образов, тем, выразительных средств.

Значение его творчества и общественной деятельности для развития отечественной культуры очень велико.