Малый театр

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Малый театр в Москве открылся в 1824 г. в здании, поныне украшающем площадь Свердлова (бывшую Театральную). Первые актеры театра происходили из цеховых (ремесленников), вольноотпущенных дворовых, бывших крепостных. Несмотря на положение «императорского», вопреки непрестанному давлению чиновников придворного ведомства, лучшая часть актеров, близкая передовой русской интеллигенции, следовала демократической традиции, берущей начало со времени существования московской университетской труппы середины XVIII в. Связь с Московским университетом, верность просветительским задачам искусства нашли выражение в широко известном обозначении Малого театра вторым Московским университетом.

30-е гг. XIX в. ознаменовались магическим обаянием трагического искусства П. С. Мочалова, всколыхнувшего революционные надежды молодежи. В нем были, по словам А. И. Герцена, намеки на те «сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России». В. Г. Белинский посвятил Мочалову взволнованные страницы, написал подробный разбор исполнения роли Гамлета, главного создания актера. К. С. Станиславский назвал его среди гениальных актеров, воплощавших на сцене «общечеловеческие задачи».

Одновременно с духом Мочалова на сцене Малого театра воцарились принципы Щепкина, основополож ника русского сценического реализма. Крепостной до 33 лет, талантом и трудолюбием завоевавший огромный творческий и нравственный авторитет, М. С. Щепкин сделал Малый театр центром притяжения широких кругов передового русского общества, поднял на невиданную высоту общественную миссию актера. Умевший, по словам В. Г. Белинского, горячо «заинтересовать зрителя судьбой простого человека», Щепкин в течение 40 лет возглавлял труппу театра, создал театральную школу, основанную на демократических традициях и реалистических принципах актерского исполнения. Щепкин способствовал утверждению на русской сцене замечательных произведений русской драматургии — «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Нахлебник» И. С. Тургенева, создав в этих пьесах классические образцы исполнения ролей.

Особое место в Малом театре занимало искусство В. И. Живокини (1805—1874), комика-буфф, блестящего мастера импровизации на сцене, наследовавшего в своем творчестве традиции русского народного театра.

Новый творческий подъем театра в 50—70-е гг. связан с драматургией А. Н. Островского, которая имела решающее значение для становления реализма в русском театральном искусстве. В первых постановках его пьес участвовал замечательный русский актер П. М. Садовский, основоположник известной актерской династии (см. Садовские).

Во второй половине XIX в. в труппу Малого театра входила целая плеяда талантливых актеров, продолжателей реалистических традиций Щепкина: Л. П. Никулина-Косицкая, И. В. Самарин, С. В. Шумский, Н. И. Медведева, Г. Н. Федотова, М. П. Садовский, О. О. Садовская. В 1876 г. в труппу вступил А. П. Ленский, а в 1882 г. — А. И. Южин, впоследствии известные актеры и крупные деятели театра. Драматургия Островского особенно способствовала развитию культа сценической речи, которой славился театр.

С именем М. Н. Ермоловой связана целая эпоха в истории Малого театра. Для поколения 70—80-х гг. XIX в. она стала художником, воплотившим в своем творчестве прогрессивные идеалы. Во время общественного подъема в России в 70-е гг. революционно настроенные слои общества находили в героико-романтическом искусстве Ермоловой, в образах, созданных ею в пьесах У. Шекспира, Ф. Шиллера, Лопе де Беги, А. Н. Островского, созвучие своим стремлениям и чувствам.

Мощная и непреходящая сила воздействия искусства Малого театра во главе с его корифеями — Мочаловым, Щепкиным, Садовским, Ермоловой — заключалась в его тесной связи с жизнью русского общества, с умонастроениями его передовых кругов.

В конце XIX в. театр стал терять ощущение этой связи, репертуар его оскудел. Произведения позднего Островского ставились редко, и постановки эти не отвечали их подлинному содержанию. Русская классика на сцене театра начала утрачивать свое живое звучание. Героико-романтический репертуар приобрел черты условной эффектной декламационности. Исполнение талантливых актеров, действовавших без определенного направления, со слабой режиссурой, далеко не всегда соответствовало былой славе первоклассного актерского ансамбля. Проекты реформ, предложенные Островским, который был допущен к руководству театром лишь в самый последний период своей жизни, смелые попытки Ленского, усилия Южина, возглавившего труппу в 1909 г. и упорно боровшегося за сохранение художественного и общественного лица театра, не давали зримых результатов. Малый театр встретил Октябрьскую революцию в состоянии творческого кризиса.

Советская власть чрезвычайно бережно отнеслась к прославленному коллективу. Спектакли были возобновлены сразу же после октябрьских событий. Широко практиковались выезды в районные клубы, на окраины Москвы. Шли восторженно принимаемые рабочей публикой спектакли из отечественной классики. Так, уже 1 января 1919 г. состоялась премьера пьесы «Старик» М. Горького. В согласии с требованием «созвучия революции» были поставлены «Посадник» А. К. Толстого о новгородской вольнице, романтическая драма «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского. Главные роли в этих спектаклях играл Южин, горячо ратовавший за возрождение романтического театра. Руководя труппой, он стремился закрепить в Малом театре замечательные традиции искусства Щепкина, Мочалова, Ермоловой.

В 1919 г. театр получил звание академического.

В 1920 г. в Малом театре состоялось чествование М. Н. Ермоловой в связи с присвоением ей почетного звания народной артистки Республики. На чествовании присутствовал В. И. Ленин. Этого высокого звания были удостоены позднее Г. Н. Федотова и А. И. Южин.

Активнее других академических театров Малый начал освоение новой советской драматургии. В 1926 г. была поставлена «Любовь Яровая» К. А. Тренева. В 30-е гг. театр создал целый ряд незаурядных классических спектаклей. Наиболее известна постановка «Растеряевой улицы» (по Г. И. Успенскому) с участием В. Н. Г^ашенной, осуществленная в духе лучших традиций сценического искусства. Огромный резонанс приобрела трагедия «Отелло» У. Шекспира, где А. А. Остужев — Отелло, сделав главным мотив гуманного отношения к человеку, оскорбленного доверия, заставил вспомнить о непреходящем значении мочаловского начала в актерском искусстве. В годы Великой Отечественной войны событием стала постановка «Нашествия» Л. М. Леонова.

Прославленные актеры Малого театра — А. А. Яблочкина, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, В. О. Массалитинова, В. Н. Пашенная, П. М. Садовский, М. М. Климов, Е. М. Шатрова, обладавшие самобытной, неповторимой индивидуальностью, отличались особо трепетным, щепкинским отношением к родной сцене. В советское время труппа театра пополнилась новыми замечательными именами — М. И. Царева, Е. Н. Гоголевой, Н. А. Анненкова, И. В. Ильинского, Б. А. Бабочкина, Н. И. Рыжова, М. И. Жарова... Немалую роль в жизни Малого театра сыграли режиссеры И. Я. Судаков, Б. И. Равенских.

В 50—70-е гг. в театре созданы спектакли, основанные на социально-насыщенном материале, открывающем новые психологические глубины в искусстве актера: «Васса Железнова» с В. Н. Пашенной и «Старик» с М. И. Царевым, «Достигаев и другие» с Б. А. Бабочкиным, Н. А. Анненковым, Е. Н. Гоголевой (все пьесы — М. Горького), «Пигмалион» Б. Шоу с К. А. Зубовым и И. Д. Зеркаловой, «Иванов» А. П. Чехова с Б. А. Бабочкиным, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого с И. В. Ильинским, «Браконьеры» Э. Раннета с Б. А. Бабочкиным и М. И. Жаровым.

В Малом театре работают актеры среднего и младшего поколений, многие из которых хорошо известны советскому зрителю: Р. Д. Нифонтова, Э. А. Быстрицкая, В. И. Коршунов, Ю. М. Соломин, Ю. Г. Богатырев и другие. Театр стремится продолжать традиционно свойственные ему реалистически-бытовую и героико-романтическую линии актерского творчества, укреплять связи с современной драматургией, хранить высокую культуру речи, по которой сразу можно узнать представителей прославленной сцены. Сохраняя в репертуаре классику — «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, пьесы А. Н. Островского, «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, «Федру» Ж. Расина, в 80-е гг. театр осуществляет постановки современных произведений — Ю. В. Бондарева, А. А. Дударева, И. П. Друцэ и других советских писателей и драматургов.