МЮЗИКЛ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мю́зикл — вид музыкально-сценического представления, синтетически сочетающего в себе музыку, танец, пение и драматическое действие. Возник в США в последней трети XIX в., преимущественно как развлекательное музыкально-театральное зрелище, затем обрел более содержательные черты, способность решать серьезные драматургические задачи соответственно более серьезными выразительными средствами. Среди многочисленных популярных мюзиклов — «Плавучий театр» (1927) и «Роберта» (1933) Дж. Керна, «Нет, нет, Нанетта!» (1925) В. Юменса, «Леди, будьте добры» (1924) и «О тебе я пою» (1931) Дж. Гершвина (последний спектакль уже полностью отвечал всем основным требованиям данного жанра). Характернейшая особенность мюзикла — его эстетическая «открытость» самым разным стилистическим веяниям. Он обогащался чертами таких театрально-эстрадных представлений, как ревю и мюзик-холл, яркостью цирковых трюков, сентиментальными песенками и танцами чечеточников, элементами фольклора и джаза. Влияние джаза в особенности проявилось в творчестве Гершвина — недаром многие музыкальные темы из его мюзиклов стали основой джазовых импровизаций.

Со временем драматургия мюзикла — вначале в основном песенного спектакля — усложнилась, обогатилась развитыми хореографическими формами, приобрела черты сквозного, в некоторых эпизодах и симфонического развития. Расширилась и тематика мюзиклов, углубилась проблемность содержания, жизненность и актуальность сюжета. Усложняется и собственно музыкальный язык — он становится более насыщенным, интересным с мелодической и гармонической точек зрения, ритмически богатым. В мюзикл приходят К. Портер, К. Вейль и автор знаменитой «Оклахомы!» (1943) Р. Роджерс.

Расцвет мюзикла пришелся на 50-е гг. нашего столетия. Ряд постановок, ставших своего рода эталонными, приобретает поистине мировую популярность, чему способствует и кинематограф. Среди них «Звуки музыки» Роджерса (1959), «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу (1956), «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (1957), «Хэлло, Долли!» Дж. Хермена, «Смешная девчонка» Дж. Стайна (обе — 1964).

Веселые и грустные, шутливые и серьезные, мюзиклы полны необычайного обаяния, ярких мелодий, нередко становящихся очень популярными, задорных танцев, остроумных диалогов. Это искусство — по-настоящему массовое и потому так любимо широкой зрительской аудиторией.

В конце 50-х гг. интерес к мюзиклу проявили в Великобритании, Франции, Австрии, ФРГ, Чехословакии. В СССР мюзикл получил новое, более глубокое развитие благодаря контактам с традициями классической литературы. Таковы, к примеру, мюзиклы А. Н. Колкера «Свадьба Кречинского» и «Дело» (по одноименным пьесам знаменитой трилогии А. В. Сухово-Кобылина), «трагикомический мюзикл» В. И. Казенина «Дядюшкин сон» по мотивам повести Ф. М. Достоевского, мюзикл В. Г. Ильина «Товарищ Любовь» (по пьесе К. А. Тренева «Любовь Яровая»).