МУЗЫКА БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Установление народной власти в странах социалистического содружества дало толчок интенсивному развитию демократической музыкальной культуры. Расширяется сеть музыкальных учебных заведений, в том числе детских. Открыты многие новые оперные театры, организованы симфонические и камерные оркестры, хоровые коллективы. Оперные театры и певцы-солисты из Софии, Берлина, Праги, Будапешта, Бухареста, симфонические оркестры и хоры из Венгрии, Польши, ГДР, Чехословакии завоевали заслуженное признание во многих странах мира. Широкую известность приобрели детские коллективы, такие, как хор «Бодра смяна» из Болгарии, хор Берлинского Дворца пионеров, «Познаньские соловьи» из Польши, хор Дворца пионеров г. Брно из Чехословакии и др. Развиваются давние традиции хорового пения — Томанерхор в Лейпциге, созданный еще в XIII в.

Искусство фольклорных ансамблей из стран социалистического содружества вызывает восхищение зрителей всего мира. Каждый из них несет неповторимую красоту и своеобразие своей национальной культуры. «Мазовше» и «Шлёнск» из Польши, Государственные ансамбли народной песни и танца из Болгарии и Чехословакии, ансамбль из СРР «Румынская рапсодия».

Завоевали международное признание «Берлинский фестиваль музыки и танца», «Варшавская осень», «Пражская весна», «Брати-славские музыкальные торжества», фестивали имени Дж. Энеску в Бухаресте. Высоким авторитетом пользуются такие международные конкурсы музыкантов-исполнителей, как конкурс молодых оперных певцов в Софии, конкурсы имени Ф. Шопена в Варшаве, имени Г. Ве-нявского в Познани, имени Р. Шумана в Цвиккау и имени И. С. Баха в Лейпциге, имени Ф. Листа и Б. Бартока в Будапеште.

Активно развиваются жанры кантаты и массовой песни патриотического содержания, посвященных героическому прошлому народа и строительству новой жизни, борьбе за мир; особое место занимает тема сопротивления фашизму в годы второй мировой войны.

В творчестве большинства композиторов стран социалистического содружества ощутимы крепкие связи со своей национальной культурой. Глубокое, разностороннее и современное претворение в их сочинениях получают элементы фольклора. Вместе с тем им свойственны и пытливые искания в области новых выразительных средств, что сообщает их музыке индивидуально-самобытное звучание.

В одних странах современное музыкальное искусство опирается на богатый опыт давнего развития национальной музыкальной классики; в других отечественная профессиональная музыка складывается по существу только во 2-й половине XIX — начале XX в.

Вместе с композиторами из Советского Союза музыканты стран социалистического содружества отстаивают великие традиции передового искусства, традиции гуманизма и революционного патриотизма.

Среди старейших композиторов Народной Республики Болгарии — Петко Стайнов (1896—1977), автор хоровых и программных симфонических произведений, проникнутых народным духом; Панчо Владигеров (1899—1978) — основоположник многих инструментальных жанров в болгарской музыке, создатель первой историко-эпической оперы «Царь Калоян», и Веселин Стоянов (1902— 1969), известный своими комическими операми и оркестровыми произведениями. Любомир Пипков (1904—1974) обогатил национальную музыку крупнейшими сочинениями различных жанров. В его «Оратории о нашем времени» стремление героев к счастью неразрывно связано с борьбой всего человечества против надвигающейся угрозы новой войны. К широким слушательским массам обращены три оперы Пипкова. Написанная по мотивам старинных народных преданий опера «Девять братьев Яны» сохраняет свойственные болгарскому фольклору балладные черты повествования. Героические события истории, связанные с борьбой болгарского народа против насилия и иноземного порабощения, стали основой оперы «Момчил». Создававшаяся в канун октябрьского народного вооруженного восстания 1944 г., эта народная музыкальная драма явилась откликом на революционные, антифашистские настроения. В опере Пипкова «Антигона-43» впервые в болгарском музыкальном театре выведены на сцену современные герои — борцы Сопротивления, чей подвиг и трагическая судьба раскрываются на основе сюжетной канвы трагедии Софокла.

К числу современных достижений болгарской музыки можно отнести оперы П. Хаджиева, оперы и балеты А. Райчева и М. Големинова — автора танцевальной драмы «Нестинарка», кантаты и массовые песни С. Обретенова, Т. Попова, инструментальные сочинения Л. Николова, В. Казанджиева, К. Кюркчийского. Крупным мастером фольклорных обработок является Ф. Кутев.

В Венгерской Народной Республике главой композиторской школы был один из крупнейших современных музыкантов Зольтан Кодай (1882—1967), друг и соратник Белы Бартока, неутомимый исследователь народной музыки, разносторонний музыкально-общественный деятель и педагог, внесший важный вклад в систему детского музыкального воспитания в Венгрии (см. Детская музыка). В творчестве Кодая старинный национальный фольклор сочетается с современными музыкально-выразительными средствами. В наследии Кодая — хоровые произведения, среди которых «Венгерский псалом», завоевавший мировую известность, шедшая на многих сценах мира комическая опера «Хари Янош», камерные сочинения. Учениками и последователями Кодая были Ференц Сабо (1902— 1969), в творчестве которого нашли широкое отражение патриотические и антифашистские мотивы (массовые песни, оратория «Восстало море», кантата «Исповедь», симфоническая сюита «Гусятник Мати»), Пал Кадоша (р. 1903) — автор симфонических, концертных и камерных произведений, Дьёрдь Ранки (р. 1907), написавший комическую оперу по Х. К. Андерсену «Новое платье короля Помаде» и детскую оперу «Петер-музыкант»; Иштван Селеньи (1904—1972) —создатель героических ораторий «Спартак», «10 дней, которые потрясли мир», «За мир»; Эндре Сервански (1911 —1977), в числе сочинений которого детская опера «Девушка тысячи имен» и балет «Восточная сказка». Интересны работы и более молодых венгерских композиторов, особенно в области музыкального театра. Это оперы «Такова война» и «Преступление и наказание» (по Ф. М. Достоевскому) Э. Петровича, «Кровавая свадьба», «Гамлет» и «Самсон» Ш. Соколаи. Соколаи известен и как автор крупных кантатно-ораториальных произведений остро драматической направленности. Далеко за пределами ВНР известно имя выдающегося дирижера Я. Ференчика. К ведущим композиторам современной Венгрии принадлежат также Д. Куртаг, К. Лендваи, Й. Шопрони, И. Ланг, Ж. Дурко, Ш. Балашша.

Музыкальная культура Социалистической Республики Вьетнам многолика: наряду с сохранением традиционной музыки активно развиваются новые формы. Традиционная музыка многочисленных народностей СРВ (их более 60) представлена песенно-инструментальными (обрядовыми, трудовыми, лирическими песнями) и другими жанрами. Народные инструменты насчитывают свыше 100 видов. Среди струнных — чань (тип цитры), нгует (лютня), тамтхаплук (тип цимбал), данбау (однострунный инструмент с резонатором из полой тыквы); среди духовых — шао (бамбуковая флейта) и др. К ударным относятся наборы гонгов разной величины, бамбуковые ксилофоны, барабаны различных диаметров (до 2 м). Зародившийся еще в 30— 40-е гг. жанр массовой патриотической песни во многом повлиял на современное композиторское творчество. Композиторы, обучавшиеся в ГДР и СССР, освоили новые музыкальные формы и жанры. Это До Ньюан (оперы «Девушка Шао», «Скульптор»), Нгуен Суан Хоат (опера «Переход через мост большой реки»), Нгуен Ван Тхыонг и Ван Тьи (балет «Сестры Там и Кам»), Хуан Вьет (симфония «Родина»), Чан Нгок Сыонг (симфоническая поэма «Огонь революции»), Дам Линь (оратория «Герой Нгуен Ван Чой»). Крупнейший музыкальный центр СРВ — Ханой, где работает театр оперы и балета, открытый в 1961 г.; выступают Государственный симфонический оркестр, Государственный ансамбль песни, танца и музыки и оркестры эстрадной музыки. В 1977 г. основан институт музыкознания.

Музыкальное искусство Германской Демократической Республики питается давними творческими традициями. Здесь находятся крупнейшие центры мировой музыкальной культуры — города Дрезден, Веймар, Лейпциг. Ведущие композиторы старшего поколения были тесно связаны с антифашистским и рабочим движением. Всему миру известны знаменитые массовые песни Ханса Эйслера (1898—1962): «Песнь солидарности», «Красный Веддинг», «Коминтерн», «Песня единого фронта» и др. Они звучали в исполнении Эрнста Буша (1900—1980). Эйслеру принадлежат также сочинения в области инструментальной и хоровой музыки — монументальная «Немецкая симфония», реквием «Ленин», а также музыка к пьесам Б. Брехта «Высшая мера», «Мать» (по М. Горькому), «Жизнь Галилея», «Страх и отчаяние в Третьей империи» и др.

Творчество Пауля Дессау (1894—1979) также неотделимо от его мировоззрения коммуниста, страстного борца за мир и гуманизм. Многие произведения Дессау носят открыто агитационный, политический характер: от массовых песен времен антифашистской борьбы в Испании и второй мировой войны до крупных ораториальных сочинений. Среди последних — оратория «Немецкое Мизерере», обличающая военные преступления фашизма, мелодрама «Лило Херман» — рассказ о немецких героях-антифашистах, кантата «К матерям и учителям» — своеобразный отклик на события бесчеловечной войны в Корее, кантата «Марбургский репортаж», протестующая против возрождения фашизма в современном мире, оратория «Призыв рабочего класса», утверждающая идею мира на земле, «Реквием памяти Лумумбы», посвященный освободительному движению в Африке. Особую роль в творчестве Дессау сыграла его дружба и сотрудничество с Брехтом. На тексты Брехта композитор писал массовые политические песни, кантаты, музыкальные номера, так называемые зонги к его пьесам, а также оперы «Осуждение Лукулла» и «Пунтила». И в последующих своих операх Дессау остается верен брехтов-ским принципам «эпической оперы». Так, в опере «Ланцелот» (по пьесе советского драматурга Е. Л. Шварца «Дракон») ясно звучит идея борьбы против диктаторских режимов. Опера «Эйнштейн» ставит важную проблему ответственности ученого перед обществом.

Участвовал в рабочем движении и Эрнст Герман Майер (р. 1905), автор оперы «Рыцарь в ночи» по роману П. Абрахамса «Тропою грома», «Мансфельдской оратории», посвященной немецким рабочим, многих кантат на политические тексты, массовых песен и произведений инструментальной музыки. Успешно работают в разных жанрах композиторы Ф. Гейслер, известный своей «симфонической бурлеской» «Приключения бравого солдата Швейка»; автор кантат и массовых песен Г. Кохан; 3. Маттус, написавший оперу «Последний выстрел» по повести Б. Лавренева «Сорок первый».

На Кубе после победы народной революции 1959 г. и образования Республики Куба началось строительство новой культуры. В ее становлении и развитии ведущую роль сыграли композиторы Э. Гонсалес Мантичи, Х. Ардеволь. К. Фариньяс, всемирно известная балерина и балетмейстер А. Алонсо, создавшая труппу «Балет Алисии Алонсо» (с 1959 г. — Национальный балет Кубы).

Знаменитый писатель, музыковед и музыкально-общественный деятель А. Карпентьер — автор первой книги по истории кубинской музыки — возглавил многие культурные начинания. Так, обнаружив в архивах страны рукописи кубинского композитора XVIII в. Э. Саласа, он организовал в 1960 г. фестиваль его музыки. Были созданы Национальный фольклорный ансамбль, Национальный симфонический оркестр, Высшая школа искусств, десятки различных ансамблей и хоров, музыкальные училища и школы. В Гаване работает крупнейший театр Республики Куба — Театр оперы и балета имени Гарсии Лорки. В театре имени А. Рольдана (классика кубинской музыки XX в.) ставятся оперы и балеты кубинских авторов. Союз писателей и деятелей культуры Кубы много делает для пропаганды достижений отечественной культуры. Регулярно устраиваются серии концертов для детей Гаваны.

Во многих странах мира получили известность кубинские музыканты нового поколения. Виднейший композитор и гитарист Л. Брауэр не только яркий исполнитель, гастролировавший во многих странах, в том числе и в СССР, но и автор многих произведений, отмеченных поисками новых выразительных средств. В творчестве А. Грамежа, Х. Бланко, Р. Эгуэса и других плодотворный поиск сочетается с разработкой революционной темы. Композитор, музыковед и ученый-этнограф А. Леон возглавляет музыкальный сектор «Дома Америк». «Дом Америк» организует на Кубе регулярные Международные фестивали латиноамериканской музыки, фестивали музыки социалистических стран и конкурсы на лучшую музыковедческую книгу о музыке стран Латинской Америки.

С декабря 1975 г. начался новый этап в развитии музыкального искусства Лаосской Народно-Демократической Республики. Бережно сохраняются многие древние музыкальные традиции, ставшие национальным достоянием. Музыка звучит на многочисленных крестьянских календарных праздниках, на традиционных лодочных гонках и городских фестивалях-шествиях. Среди самых распространенных музыкальных инструментов — крестьянский кхен — бамбуковый губной орган (типа флейты Пана), лютня пин, двухструнный смычковый сау, различные барабаны, ксилофоны, тарелки, а также наборы гонгов, укрепленных на подковообразной раме, — кон-вон (16 гонгов). Распространены традиции сольного и ансамблевого музицирования (оркестр махори и др.), лирического антифонного (попеременно мужского-женского) пения с инструментальным сопровождением — лам сараван. Любовью зрителей пользуются музыкально-танцевальные драмы на сюжеты индийского эпоса «Рамаяна», представления театра теней лакхон нгао (действие изображается вырезанными из кожи картинами на экране, а повествование ведет певец-сказитель с сопровождением инструментального ансамбля). Многие музыканты и танцоры обучаются в Художественной школе (Школе искусств) во Вьентьяне, в которой преподает знаменитая певица Тян Суда. Среди известных традиционных исполнителей — Бун-ман Денкан, Сенгпхет Сурьявонгксай. Осваивая европейскую музыку, лаосские музыканты получают образование в социалистических странах. Так, в Московской консерватории обучался певец Буангэн Сапхавонг, в Болгарии — композитор и режиссер С. Суваннавонг. Один из ведущих музыкальных коллективов страны — национальный ансамбль музыки и танца «Натасин» неоднократно гастролировал в СССР. В его репертуаре — древняя классическая музыка и танцы, танцы различных народностей ЛНДР, современные песни о строительстве новой жизни. Ежегодно во Вьентьяне проводится фестиваль лаосской песни.

В музыке Монгольской Народной Республики представлены как древние традиционные виды песенного, инструментального и музыкально-театрального творчества, так и современные жанры: оперы, балеты, симфонии, которые начали развиваться после революционных преобразований 1920—1930 гг.

Среди популярных и поныне жанров традиционной музыки — протяжные песни урт-дуу, отличающиеся широким диапазоном звучания. Сохранились в МНР и старинные танцы биэлгэ (буквально — «танец тела»). Они сопровождаются пением хора зрителей и звуками моринхура (струнного смычкового инструмента). Среди монгольских народных инструментов — шанза (трехструнный щипковый, типа лютни), ёчин (тип цимбал). Большой любовью пользуются в МНР песни, возникшие в период революции, партизанские, с которыми шли на бой бойцы Сухэ-Батора, хоровые песни о строительстве новой жизни, песни известной певицы, старейшей деятельницы музыкального искусства Ишдулам («Песня о Ленине и Сухэ-Баторе»).

В симфониях, кантатах, балетах, операх композиторы стремятся соединить формы классической и современной европейской музыки с народными. В Государственном театре оперы и балета в Улан-Баторе поставлены оперы «Унэн» С. Гончиксумлы, «Путь к счастью» Б. Дамдинсурэна, «Народный певец и музыкант Намжил» Л. Мурдоржа; балеты «Цветок среди бурьяна», «Вечная дружба», «Живая симфония» Э. Чойдога и др. Среди ведущих композиторов и музыкально-общественных деятелей — Гончиксмула, Н. Жанцанноров (председатель Союза композиторов МНР), Чойдог, дирижер и композитор Ц. Намсрайжав, певица А. Загдсурэн и другие. В МНР работают 11 музыкальных театров, Государственный симфонический оркестр, 3 ансамбля песни и пляски, народные театры и ансамбли художественной самодеятельности.

В Польской Народной Республике музыкальная культура с утверждением социалистического строя переживает подлинный расцвет. В массовых песнях, ораториях и кантатах отразился трудовой героизм людей, строящих новое, свободное общество («Урожайная» С. Веховича, «Песня о революции» Т. Бэрда, «Баллада о варшавском каменщике» К. Сероцкого, «Люблинская свадьба» Т. Шелиговского). Теме войны, героической борьбе польского народа и его победе над фашизмом посвящены произведения симфонического жанра: 3-я симфония Г. Бацевич, 2-я симфония Б. Войтовича, 3-я симфония Б. Шабельского. В 60-е гг. творчество многих польских композиторов отмечено неустанными поисками в области новых выразительных средств, необычных драматургических, тембровых решений. Среди них видное место принадлежит К. Пендерецкому. Он — автор оркестровой пьесы «Плач по жертвам Хиросимы», крупных ораториальных произведений «Dies irae» (памяти жертв Освенцима) и «Страсти по Луке», многих инструментальных сочинений с оригинальным составом участников, хоровых произведений. С середины 70-х гг. в творчестве композитора наступил новый период, представленный произведениями в своеобразном неоромантическом стиле: опера «Потерянный рай», 2-я симфония и др. Большую известность в Польше и за ее пределами получили также сочинения Сероц-кого, Бэрда, Г. Бацевич, X. М. Турецкого. Заметным событием в музыкальной жизни Польши стали постановки опер «Янко-музыкант» и «Комендант Парижа» В. Руд-зиньского, «Бунт жаков» и «Щелкунчик» Шелиговского, опер и балетов Р. Твардовского, К. Мейера, 3. Пенхерского.

У истоков современной музыки Социалистической Республики Румынии стоял выдающийся композитор, дирижер и скрипач Джордже Энеску (1881 —1955). Опираясь на особенности румынского фольклора и народного инструментального исполнительства, Энеску создал многие самобытные сочинения, заложившие основы национальной музыкальной классики: симфонии, оркестровые сюиты, 2 румынские рапсодии, камерные ансамбли. Опера Энеску «Эдип» принадлежит к лучшим достижениям мировой оперной музыки XX в. Среди последователей Энеску — Михаил Жора (1891 —1971), написавший первые значительные национальные балеты, Сабин Драгой (1894—1968), автор многих оперных и ораториальных произведений. Традиции Энеску продолжили композиторы следующих поколений: П. Константинеску — создатель популярной комической оперы «Бурная ночь» и инструментальных концертов, Г. Думитреску — автор героических ораторий и народно-исторических опер. В числе современных достижений румынской музыки опера П. Бентою «Гамлет», балеты М. Кириака, оперы и симфонические произведения Д. Поповича, инструментальные сочинения А. Виеру, Т. Олаха, В. Бергера, оригинально сочетающие национально-фольклорные традиции с современными приемами письма.

Музыкальная культура Чехословацкой Социалистической Республики развивается на основе богатых художественных традиций. Старейшие чешские музыканты Йозеф Богуслав Фёрстер (1859— 1951) и Витезслав Новак (1870—1949) откликнулись на освобождение страны после второй мировой войны сочинениями ярко патриотического содержания (кантата «1945» Фёрстера и «Майская симфония» Новака). Многие сочинения чешских композиторов тех лет отразили всеобщий трудовой подъем в строительстве новой жизни, рассказали о героическом прошлом страны, стремлении к миру. Это кантата В. Добиаша «Строй родину — укрепишь мир», получившая в 1950 г. Золотую медаль Мира, его же массовые песни «Мы строим» и «Идите к нам в бригаду», песни Э. Ф. Буриана, В. Соммера, Р. Драйсла, Й. Станислава, кантата Й. Пауэра «Я призываю вас, люди», оратория-кантата (триптих) «Люди, будьте бдительны» Я. Сейделя на текст Ю. Фучика. В последующие годы появляется ряд удачных оперных произведений: «Зузана Войиржова» Й. Пауэра, «Переполох в Эфесе» Й. Крейчи. Обогащаются жанры симфонической и камерной музыки — сочинения П. Боржковца, Я. Доубравы, В. Калабиса, Й. Матея, В. Кучеры, О. Флосмана.

Особыми успехами отмечено творчество композиторов Словакии. Крупнейший из них — Эуген Сухонь (р. 1908), заложивший фундамент современной словацкой оперы. Ему принадлежат народно-психологическая драма «Крутнява» («Водоворот») и национально-исторический эпос «Святоплук», а также кантатно-ораториальные сочинения («Псалом земли Подкарпатской»), симфонические («Метаморфозы», «Симфоническая фантазия на тему ВАСН»), хоровые и камерные произведения. Большой вклад в современную словацкую музыку внес и другой талантливый композитор — Ян Циккер (р. 1911), автор 8 опер, в том числе «Воскресения» по Л. Н. Толстому, оратории «Ода радости», инструментальных и хоровых сочинений. Активно работает в жанрах симфонической и камерной музыки Александр Мойзес (р. 1906) — основоположник словацкого симфонизма (11 симфоний). Яркими самобытными чертами отмечено творчество других словацких композиторов — Д. Кардоша, А. Оченаша, И. Зельенки.

Тесная творческая дружба связывает композиторов стран социалистического содружества с советскими коллегами. С большим успехом проходят в нашей стране выступления творческих коллективов, певцов-солистов и музыкантов из братских стран. В свою очередь советские композиторы и исполнители знакомят слушателей из стран социалистического содружества с лучшими достижениями советской многонациональной музыкальной культуры.

Творчество советских композиторов и музыкантов стран социалистического содружества, обращенное к народу, пронизанное идеями мира и сотрудничества, стоит в первых рядах прогрессивного искусства всего мира.