МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

В самом сердце Москвы на заповедной кремлевской земле, где каждый камень «дышит» историей, находится несколько уникальных музеев, объединенных общим названием — Государственные музеи Московского Кремля. Это всемирно известная Оружейная палата — ядро кремлевского музейного комплекса; ее филиал — Музей прикладного искусства и быта XVII в., экспозиция которого размещена в бывших патриарших палатах и в церкви Двенадцати апостолов — интересном памятнике архитектуры того же XVII столетия; а также Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы-музеи и церковь Ризположения.

Кремлевские музеи хранят бесценные произведения прикладного и изобразительного искусства, пережившие века и вошедшие в современную жизнь как неотъемлемая часть культурного наследия нашего народа.

У Боровицких ворот Кремля, на холме, где когда-то находилась первая кремлевская крепость, стоит сейчас Оружейная палата — самый старый и самый значительный русский музей прикладного и декоративного искусства. Впрочем, музеем Оружейная палата стала лишь в начале XIX в. Первоначально до конца XVII в. она была государственным учреждением, где хранилось и изготовлялось оружие, т. е. одновременно хранилищем и мастерской. Со временем, особенно со второй половины XVII в., название «Оружейная палата» уже не отражало всей ее разнообразной деятельности как своеобразного центра художественной жизни государства. В ней работали лучшие русские и приглашенные западные мастера. С начала 1640-х гг. в ведение Оружейной палаты после упразднения Иконного приказа переходят царские иконописцы. В 1700 г. в Оружейную влились так называемые Золотая и Серебряная палаты. С этого момента сюда на хранение передаются ювелирные изделия и драгоценная посуда.

В начале XVIII в. производственная деятельность кремлевских мастерских постепенно сокращается, большая часть мастеров переводится в новую столицу — Петербург, и Оружейная палата почти совсем теряет свое значение мастерской, становясь в основном хранилищем памятников искусства и старины, прообразом будущего музея.

Окончательное объединение многих кремлевских хранилищ и мастерских завершается в 1727 г., когда основные из них слились воедино и стали называться «Мастерская и Оружейная палата». Так в Московском Кремле образовалось единое хранилище государственных ценностей. В начале XIX в. это хранилище было преобразовано в первый московский музей. Нынешнее здание музея выстроено в 1851 г. по проекту архитектора К. Тона.

Описать все богатства, хранящиеся и экспонируемые в Оружейной палате, практически невозможно. Выделим лишь основные коллекции мирового значения.

Прежде всего это знаменитое собрание боевых доспехов и холодного и огнестрельного оружия русской и иностранной работы, совершенных по техническому и художественному исполнению. Многие изделия украшены чеканкой, чернью, золотой и серебряной насечкой, резьбой, инкрустированы перламутром и костью. Среди образцов древнего вооружения особенно интересны шлем князя Ярослава (конец XII — начало XIII в.), рогатина XV в., принадлежавшая тверскому князю Борису Александровичу, сабли героев освободительной войны 1612 г. Минина и Пожарского, шлем 1621 г., созданный одним из прославленных мастеров бронного дела — Никитой Давыдовым, проработавшим в Оружейной палате пятьдесят лет.

Самыми древними памятниками, хранимыми в музее, являются серебряные изделия и мелкая пластика Византии V—XV вв.

Бесценна богатейшая коллекция русских золотых и серебряных изделий XII—XVII вв. Овладев сложнейшими способами обработки и украшения металла, златосеребряники умело использовали в своих произведениях искусство чеканки, черни, гравировки, цветной эмали, вкрапления драгоценных камней. Наряду с произведениями московских мастеров в Оружейной палате хранятся изделия крупнейших местных художественных центров России XVII в. — Ярославля, Сольвычегодска, Новгорода, а собрание русских золотых и серебряных изделий XVIII—XIX вв. представлено прекрасными произведениями, созданными мастерами Москвы, Петербурга, Великого Устюга, Вологды и других городов.

Среди работ древнерусских златосеребряников привлекают внимание потир XII в. Юрия Долгорукого, уникальные золотые украшения из знаменитого «Рязанского клада» XII в. с перегородчатой эмалью и драгоценными камнями, кадило 1598 г. царицы Ирины Годуновой — лучший образец черневого искусства XVI столетия.

Богатейшая в мире коллекция западноевропейского художественного серебра XIV—XIX вв. включает изделия из Англии, Швеции, Германии, Франции, Дании, Голландии. Произведения из знаменитых немецких центров серебряного дела XV—XVII вв. — Нюрнберга, Аугсбурга, Гамбурга исполнены в стилях готики и Возрождения.

Оружейная палата обладает огромным собранием русских, восточных и западноевропейских драгоценных тканей XIV—XVIII вв.— атласа, шелка, аксамита, бархата. Они вытканы золотом, искусно расшиты различными нитями и жемчугом. Ткани эти представлены в светских одеждах и облачениях высшего духовенства.

Древние государственные регалии — еще один из интереснейших разделов музея. Троны, венцы, скипетры, державы должны были демонстрировать богатство и значимость могущественного государства. Изготовление этих вещей обычно поручалось лучшим мастерам, создававшим неповторимые произведения искусства. В этой коллекции находится знаменитая Шапка Мономаха (XIII—XIV вв.).

Большую группу экспонатов составляют предметы парадного конского убранства — седла, стремена, паперсти и пр., а также экипажи русской и иностранной работы XVI—XVIII вв.

Кроме основных, перечисленных здесь коллекций музей хранит собрания древнерусских книг, знамен, орденов и медалей, гобеленов, часов, табакерок, изделий из стекла, фарфора, поделочных камней, янтаря, кокосового ореха и пр.

Из Оружейной палаты посетители музеев Кремля направляются на Соборную площадь, самую древнюю площадь Москвы, где находятся знаменитые кремлевские соборы — уникальные памятники древнерусской архитектуры. Они были воздвигнуты в XV — начале XVI в., в период становления и расцвета единого централизованного Русского государства, и символизировали его возросшую мощь.

Огромный, монолитный пятиглавый Успенский собор — одно из старейших зданий Кремля. Он построен в 1475—1479 гг. архитектором Аристотелем Фьораванти. Интерьер собора напоминает дворцовый зал, просторный и светлый, с круглыми колоннами, поддерживающими легкие паруса сводов. Снаружи собор смотрится «яко един камень», поражает величием и строгой простотой (его прообразом служил Успенский собор во Владимире). Будучи главным храмом Московской Руси, собор как бы самим своим видом демонстрировал единение национальных сил и незыблемость государства. Здесь проходили важнейшие государственные церемонии: венчание на царство, бракосочетание коронованных особ, избрание глав русской церкви, здесь служили торжественные молебны перед началом походов и в честь побед русских войск.

В Успенском соборе сохранились настенные росписи XV—XVII столетий. Среди них — творения прославленного Дионисия, работавшего в конце XV — начале XVI в. Уникальны находящиеся здесь произведения древнерусской станковой живописи XII—XVII вв. Древнейшим памятником Успенского собора является икона «Георгий-воин» XII в., привезенная из Новгорода.

Около западного, главного входа в Успен:кий собор находится небольшая одноглавая церковь Ризположения, построенная псковскими мастерами в 1485 г. Ее внутреннее убранство относится к XVII в. Иконостас выполнен в 1627 г. В создании его принимал участие эдин из лучших иконописцев того времени — Назарий Истомин Савин. В этом музее представлена коллекция древнерусской скульптуры XV—XVII вв.

Благовещенский собор Кремля также сооружен псковскими мастерами в 1484—1489 гг. Тогда это было трехглавое здание, с трех сторон окруженное галереями. Свой нынешний нарядный, девятиглавый облик собор приобрел в XVI в. Собор был домовой церковью правителей Московского государства. Некогда в его подклетах хранилась великокняжеская казна. Росписи собора были сделаны в 1508 г. сыном знаменитого художника Дионисия — Феодосием «с братией». Интересен подбор образов святых на столпах собора: среди них есть византийский император Константин, киевские великие князья Владимир Святославович, Владимир Мономах, великий князь владимирский Александр Невский и, наконец, московские князья Иван Калита, Дмитрий Донской и другие. В этих условных портретных изображениях заключена идея преемственности княжеской власти, служившая укреплению авторитета московского князя.

Иконостас собора украшают произведения знаменитых русских художников рубежа XIV—XV вв. — Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с Городца.

Напротив Благовещенского собора стоит Архангельский собор, построенный зодчим Алевизом Новым в 1505—1508 гг. Во внешнем декоре Архангельского собора много элементов, характерных для итальянской дворцовой архитектуры XV столетия, но в целом сооружение сохраняет схему древнерусского храма. Архангельский собор, как и все соборы Кремля, построен на месте более древней церкви того же названия. Собор служил усыпальницей всех московских правителей до времени перенесения столицы в Петербург. Посетители могут увидеть здесь гробницы Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Грозного.

Значительный исторический интерес представляют фрески собора, написанные в середине XVII в. Ведущими художниками при выполнении этих работ были Симон Ушаков и Степан Резанец. Первый ярус фресок — это условные портреты реальных исторических лиц, захороненных в этом княжеском некрополе. Одна из центральных тем росписей — батальные сцены, ассоциировавшиеся с темой защиты отечества. Так, например, композиция «Гедеон, побеждающий мадиамитян» находит прямую аналогию с темой борьбы Руси против Золотой Орды.

Самым интересным памятником живописи в соборе является икона «Архангел Михаил» со сценами деяний (архангел Михаил считался небесным покровителем русского воинства), написанная в конце XIV — начале XV в.

Все произведения, находящиеся в Государственных музеях Московского Кремля, тщательно хранятся, изучаются, реставрируются.

Сейчас Государственные музеи Московского Кремля — крупный научный центр, хранящий огромные исторические и художественные ценности, многие десятки тысяч предметов. Замечательные творения прошлого живут как бы второй жизнью, являя собой живую связь времен и талант народа-созидателя. Они раскрывают перед нами все новые страницы истории страны, истории культуры.