Литературные манифесты

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

В эпоху Возрождения, когда французский поэт Жоашен Дю Белле (1522–1560) опубликовал свой трактат «Защита и прославление французского языка» (1549), в истории литературы возник новый полемический жанр — литературный манифест, ставивший своей целью подвести определенный итог в развитии литературы, выдвинуть новые творческие задачи перед писателями, поэтами, драматургами. Трактат Дю Белле, в частности, явился эстетической платформой группы поэтов «Плеяды», в которую входили наряду с Дю Белле П. де Ронсар, Ж. А. Баиф и другие. Они выступили против господства латыни, призывая к созданию высокохудожественных произведений на французском языке.

Обобщением пройденного французской литературой пути явился в XVII в. трактат Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674) — манифест классицизма, написанный в стихах.

С декларациями, лозунгами и манифестами выступали просветители Вольтер, Д. Дидро, Ж.‑Ж. Руссо (во Франции), И. Ф. Шиллер и И. В. Гёте (в Германии).

Литературным манифестом французских романтиков стало предисловие В. Гюго к драме «Кромвель».

Издания литературных манифестов в книжной серии «Университетская библиотека».

Трактат Стендаля «Расин и Шекспир» (1823–1825), в котором Стендаль выступал от имени романтиков, но во многом выдвигал новые, реалистические требования к литературе, также был новаторским документом.

В Европе 30–40‑х гг. XIX в. складывалось реалистическое направление в литературе и искусстве. Появились романы Стендаля, О. де Бальзака, Ч. Диккенса, У. М. Теккерея. В «Предисловии к «Человеческой комедии» (1848) Бальзак сформулировал основные принципы критического реализма.

В России литературным манифестом эпохи романтизма явилась статья В. К. Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (1824).

С конца прошлого века и до наших дней фактически каждая новая школа в литературе и искусстве заявляла о себе в многочисленных манифестах.

В литературном движении 20‑х гг. с манифестами (платформами) выступали многочисленные, резко полемизирующие между собой группы, объединившие писателей и критиков («Пролеткульт», «Кузница», «Октябрь», «ЛЕФ», «Серапионовы братья», конструктивисты, «Перевал», «Литфронт», РАПП и др.). Наряду с верными литературно-эстетическими и социально-политическими положениями в этих манифестах подчас встречались резкие выпады писателей друг против друга, вульгарный подход к социально-историческим явлениям и другие отрицательные черты. Большую роль по преодолению этих негативных явлений в развитии литературного процесса 20‑х — начала 30‑х гг. сыграли резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы» от 18 июня 1925 г. и постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г.

Эти два документа явились литературными манифестами коммунистической партии, логическим продолжением ленинского учения о партийности литературы, обоснованным В. И. Лениным в 1905 г. в статье «Партийная организация и партийная литература». Эти манифесты позволили собрать в одну организацию всех писателей и критиков, поддерживающих Советскую власть, в единый Союз советских писателей.

В 1934 г. был принят устав Союза советских писателей, который в своей теоретической части является манифестом социалистического реализма.

Для историков и теоретиков литературы литературные манифесты являются важными документами.