Литературное краеведение

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Что так влечет нас в пушкинские, толстовские, лермонтовские и другие писательские места? Почему такой трепет охватывает нас, когда мы входим в знаменитую «комнату под сводами» в яснополянском доме, или скользим длинной чередой по пушкинскому кабинету в Михайловском, или бродим по тенистым аллеям усадьбы Спасского-Лутовинова? Неужели одно лишь воспоминание о великих художниках, некогда творивших в этих стенах или прогуливавшихся по этим рощам, лугам, берегам рек и озер, приводит нас в невольное смущение? Ведь знаем же мы, что Михайловский дом Пушкина уже трижды отстроен заново, и то, что мы видим сегодня, — не более чем макет в натуральную величину того дома, где жил полтора столетия назад наш великий поэт; что книги в саратовском доме-музее Н. Г. Чернышевского вовсе не обязательно именно те, которые читал, делая пометки на полях, будущий революционер-демократ; что мебель, инструменты и оборудование пекарни в Нижнем, где работал подручным пекаря юный Алеша Пешков, — скорее всего просто типичны для конца XIX века… И что же? Вернувшись из поездки по литературному краю, мы будем рассказывать друзьям, что сидели на любимой скамейке Л. Н. Толстого и видели сапожный его нож и молоток; что прикоснулись к булыжнику, о который споткнулась в липовой аллее А. П. Керн; что поднимались по лестнице дома, где Ф. М. Достоевский поселил своего Родиона Раскольникова…

«Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, быть может, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его», — писал Л. Н. Толстой. Подобные суждения о «малой Родине» сохранились у многих других писателей-классиков и наших современников.

Развитие литературы неотрывно от движения времени и определенности места (фактора пространства). Первым определяется историзм литературы и культуры в целом; вторым — так называемая «духовная оседлость» народа, нации, страны, находящая выражение в культурной специфике. Массовое движение в защиту памятников истории, культуры, родной природы, создание национальных заповедников, литературных, краеведческих и иных музеев — все это свидетельство углубляющегося интереса общества к своим культурно-историческим и духовным корням, развития культурной памяти народа. Через малое — к большому, через частное — к общему, через личное — к общественному, через местное — к отечественному и общечеловеческому, — такова логика воздействия местного края, с его литературными, культурными, историческими, природными достопримечательностями на формирование человека как патриота, гражданина, всесторонне развитой и культурно богатой личности. Потому литературный край играет такую же значительную роль в творчестве писателей, как и историческая эпоха, дух времени, «злоба дня».

Однако эта роль оказывается не менее значительной и в сознании всех жителей края, всех граждан страны, всех читателей, зрителей, слушателей художественных произведений. Литературный край воспитывает в читателе не только внимание к деталям, к чуть заметным приметам родного быта, природы, архитектуры, обычаев и нравов народов, — он помогает по‑новому, более глубоко, органично, тонко понять психологию художника, сам процесс его творчества, создаваемую им художественную картину мира во всей полноте местных впечатлений, ассоциаций, жизненных образов.

Только побывав в пушкинском Михайловском, мы можем понять, прочувствовать всю силу переживаний поэта, насильно оторванного от друзей и общественной жизни. Сопоставляя пушкинские стихотворения, которые, так сказать, «на слуху» у каждого из нас, с собственными мыслями и чувствами, навеянными домом поэта, его обстановкой, картинами природы, вдумчивый читатель ясно представит себе острое чувство тоски, одиночества, неволи, ощущение окружающей «глуши», «мрака заточенья», — оценит всю ту гамму драматических переживаний поэта.

Только побывав в Болдине, мы поймем творческие истоки знаменитой Болдинской осени и сквозное для этого периода творчества Пушкина поэтическое переживание ограниченного, замкнутого пространства, физического ощущения плена, «пира во время чумы», нашедшее свое отражение в «Маленьких трагедиях», «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» и других произведениях.

Только побывав в Ясной Поляне, мы поймем трагедию ухода Л. Н. Толстого и оценим многие кричащие противоречия великого писателя и мыслителя, проблемы русской жизни, поставленные им перед обществом России. И так в каждом случае, когда мы пытаемся понять взаимосвязь творчества писателя с теми или иными литературными местами.

Всеми этими вопросами — разысканием неизвестных сведений, документов и материалов о жизни и творчестве писателей в том или ином крае, о влиянии местных событий и явлений на их произведения, на процесс творчества — и занимается особая наука — литературное краеведение, возникающая «на стыке» литературоведения и традиционного краеведения (разновидности географической науки). С помощью литературных краеведов, энтузиастов своего дела и патриотов родного края удается создавать в различных краях литературные музеи, заповедники, становящиеся в областном и отечественном масштабе важными и влиятельными центрами культурной, воспитательной и просветительной работы, способствующими повышению эстетической, нравственной, политической, экологической культуры нашего народа, воспитанию патриотизма и гуманизма.