Лирика

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

В 20‑е гг. XIX в. немецкий философ Г. Гегель, систематизируя идеи, накопленные европейской эстетикой, определил, что литературные произведения условно можно разделить на три рода: эпические, драматические и лирические (от греч. λυρικός — произносимый под звуки лиры). В отличие от эпоса и драмы, где главные герои показаны как люди, не похожие на автора и действующие в объективных обстоятельствах жизни, в произведениях лирических главное лицо — сам автор, а место действия — его внутренний мир. В основе лирического понимания мира лежат, по выражению Гегеля, «переживания и страсти сердца и духа». В. Г. Белинский, переосмысливая идеи немецкого философа, писал, что лирическая поэзия — «внутренняя, выражение самого поэта».

Лирика — особый способ художественного мышления и осмысления жизни. При сочинении стихотворения или при чтении его, при исполнении песни человеком владеет лирическое чувство, личное, присущее «только мне» переживание. Потому лирику можно определить как выражение сокровенных переживаний и в искусстве, и в повседневной жизни.

Но, конечно, не всякое «мое слово» о «моем переживании» — уже лирика. Передача всего прочувствованного и осмысленного должна быть художественно оформлена, получить эстетическое выражение в ритме, лексике, стихотворном метре, смысловых повторах, паузах, синтаксисе. И хотя внутри каждого из нас «сидит» лирик, не каждому дано найти слова для выражения захватившего его чувства. Всякий когда‑нибудь возвышался душою, видя весеннее небо, но только Ф. И. Тютчев мог сказать:

А небо так нетленно-чисто,
Так беспредельно над землей…
И птицы реют голосисто
В воздушной бездне голубой…

Чаще всего лирика выражается в стихах. Стихи обладают ритмом и мерой. Они похожи на музыку и самой гармонией своей способны выражать то, что происходит порой в душе человека. Музыкальность стиха — важный компонент его лиричности. Лирическое выражение переживаний обращено не только к житейскому опыту читателя, но и к его литературной памяти. Слова, фразы, мотивы поэтов прошлых эпох оживают в лирике новых времен. И чтобы понимать конкретный лирический текст, надо хорошо знать лирику разных времен и народов.

Лирика — это не обязательно только стихи. И в эпической прозе, и в драматургии мы всегда найдем лирические интонации, а порой и целые лирические фрагменты. Не только автор, но и его герои могут иметь свой лирический голос. Этот голос узнается по своей лирической оформленности, выделяясь среди речей других персонажей. «Пусть я не верю в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиеся весной листочки, дорого голубое небо, дорог иной человек…» — говорит Иван в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью», — говорит Катерина в «Грозе» А. Н. Островского. Здесь герои Достоевского и Островского не просто говорят о своем, наболевшем — они мыслят лирически: находят поэтические слова, интонации, ритм, способные передать это наболевшее. И во многих произведениях, которые в целом невозможно назвать лирическими, лирика дает знать о себе подобными же лирическими, поэтическими вкраплениями в речи героев.

Часто классифицируют лирику по темам: любовная, гражданская, пейзажная и т. д. Это удобно, но, пожалуй, слишком упрощает смысл произведений. Каждая культурно-историческая среда рождает свой вариант лирики. Поэтому античные элегии, сонеты эпохи Возрождения, народные фольклорные песни (см. Фольклор) и современные образцы лирики непохожи и неповторимы ни по своему содержанию, ни по форме.