Лилия Давыдовна Приеде-Берзинь (Лилита Берзинь) (1903—1988)

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

С именем народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии Л. Д. Приеде-Берзинь связана история современного латышского театра. Она родилась в Риге, в бедной рабочей семье. На сцену попала почти случайно.

Творческий путь Лилиты Берзинь начался в 1922 г. в Рижском Художественном театре (ныне Художественный театр имени Я. Райниса). Этот театр, созданный в 1920 г. в буржуазной Латвии, стремился утверждать национальную самобытность латышской культуры. И хотя Латвия была отрезана от Советской России, артисты Художественного театра всегда поддерживали творческие связи с молодым советским театральным искусством. Более 40 лет театром руководил один из его основателей — режиссер Эдуард Смильгис.

Характерно, что дебют актрисы в театре был связан с именами драматургов, которые впоследствии сыграли основную роль в ее зрелом творчестве, — с именами У. Шекспира и латышского драматурга и поэта Яна Райниса. Так, впервые выступив на сцене в маленькой, незаметной роли в шекспировском «Сне в летнюю ночь», Берзинь вторую роль получила в народной драме Райниса «Огонь и ночь». И в дальнейшем произведения этих драматургов постоянно находились в ее репертуаре.

Известность пришла к Лилите Берзинь сразу. Изящество внешнего облика, обаяние, покоряющая искренность, психологическая достоверность актерской игры привлекли к ней внимание зрителей.

Лилита Берзинь принимала участие во всех значительных постановках театра. Подлинный масштаб дарования актрисы раскрылся в роли Иоанны д'Арк в трагедии Ф. Шиллера «Орлеанская дева». Мягкая, лиричная Лилита Берзинь создала величественный, подлинно героический характер женщины, для которой жертвенная любовь к родине превыше всего.

Новый этап артистической и человеческой' зрелости наступил для актрисы после воссоединения Латвии с Советским Союзом в 1940 г. и освобождения латвийской земли от фашистской оккупации. Важное значение в ее творчестве приобретает русская драматургия. Сначала это были роли молодых, порывистых, страстных женщин, наиболее яркой из которых стала Шура Булычова («Егор Булычов и другие» М. Горького, 1947). В этом же ряду стоит ее другая глубокая и совершенная работа — создание образа Анны Карениной (1955) в спектакле по одноименному роману Л. Н. Толстого. В этой роли актриса раскрывала тему протеста против унижения человеческого достоинства, борьбы за право любить, за право распоряжаться своей жизнью.

Плодотворен и незабываем последний период творчества Лилиты Берзинь, которая создала целый ряд образов старых, обаятельных, мудрых женщин. Это — Богаевская в пьесе «Варвары» М. Горького, с грустным сарказмом наблюдающая за возней буржуазных «преобразователей» российского захолустья, и, конечно же, одна из лучших ее ролей в этот период — Бабушка в спектакле по роману И. А. Гончарова «Обрыв». Перед зрителями возникал образ умудренной жизненным опытом женщины со всепонимающей душой, образ, поднимавшийся до символа, до олицетворения России. В этой роли она запомнилась москвичам во время гастролей в столице Художественного театра имени Я. Райниса в 1982 г.