Культура России XVII—XIX вв.

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

XVII век завершает период средневековья. Примерно со второй его половины начинается новый период русской истории. Россия продолжала оставаться феодальной страной (см. Феодализм; Крепостное право), но одновременно в недрах феодальной системы происходят изменения в экономике, углубляется общественное разделение труда, складывается всероссийский рынок, расширяется сфера деятельности купечества. Это приводит к упрочению экономических связей, государственного единства, что обусловило начало нового этапа этнического развития русского народа — складывание нации, эволюции государственного строя в сторону абсолютизма. Новые условия общественного развития постепенно изменяли мировоззрение средневекового горожанина, труд которого (в отличие от труда крестьянина) более зависел от сметливости, личного умения. В общественном сознании формируются новые взгляды и представления, моральные нормы и эстетические вкусы. Церковь теряет былую роль в производстве и распространении культурных ценностей. Рост демократических тенденций, появление светских элементов в культуре означали ее «обмирщение». Борьба светского и религиозного направлений — основное содержание развития культуры в XVII в.

Усложнение деловой жизни рождало спрос на образованных людей, стимулируя развитие просвещения (см. Система образования). Укрепление связей с европейскими государствами, освоение присоединенных на востоке территорий способствовали накоплению научных знаний, носивших пока преимущественно прикладной характер (см. Наука и техника). Процесс «обмирщения» культуры наиболее заметен в художественных ее областях.

Усиление внимания к человеку и его роли в жизни общества повлияло на развитие литературы. Распространенные в средневековье литературные формы — летописи, жития святых, исторические повести — отошли на второй план. Возникли новые жанры — демократическая сатира, мемуары, биографическая повесть. Появился вымышленный герой, который давал автору известную свободу высказывать свое отношение к различным явлениям жизни. Объектом сатиры стали служители культа («Сказание о куре и лисице», «Сказание о попе Саве и великой его славе», «Калязинская челобитная», «Повесть о Бражнике»). Критиковались волокитство, крючкотворство и взяточничество чиновников («Повесть о Шемякине суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку»). Актуальной стала тема взаимоотношений старого и молодого поколений («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне»). Новаторским произведением явилось «Житие» протопопа Аввакума. Отказавшись от условностей житийной литературы, героем которой мог быть только святой, Аввакум, противник светской культуры, положил начало мемуаристике. Житийная литература превращалась в биографическую повесть (например, «Повесть об Улиане Осорьиной», написанная ее сыном Дружиной).

Новым в литературе стало силлабическое стихосложение, основанное на упорядочении числа слогов в стихе. Его основоположник — С. Полоцкий — автор «Рифмологии», «Вертограда многоцветного». Он также переложил на стихи псалтырь («Псалтырь рифмованная»), имевшую большую популярность и использовавшуюся как учебное пособие. Его продолжатели — Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

В архитектуре отход от средневековых канонов вызвал и отказ от аскетической строгости и простоты (см. Средневековая культура России), стремление к внешней нарядности, живописности. Многоцветные поливные изразцы, резные белокаменные наличники создавали «дивное узорочье». Пример тому — Теремной дворец в Московском Кремле (архитекторы Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шерутин и др.). В церковном зодчестве продолжал развиваться народный яркий шатровый стиль (Успенская церковь, Алексеевский монастырь в Угличе, церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевой лавре). Когда церкви строились на деньги купцов или посадских людей, они больше походили на светские хоромы. Таковы церковь Троицы в Никитниках в Москве (по заказу купца Г. Никитникова), церковь Вознесения в Устюге (по заказу купца Н. Ревякина), церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве (по заказу посада), посадские храмы в Ярославле: Ильи Пророка, Иоанна Златоуста и др. Церковь сопротивлялась «обмирщению» культового зодчества. Так, в 50-е гг. патриарх Никон запретил возводить шатровые храмы.

В гражданской архитектуре распространились каменные постройки, в которых также заметно увлечение декоративным оформлением фасадов (палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом дьяка Ивана Волкова в Москве, каменные дома в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде и др.). В конце столетия возник стиль московского, или нарышкинского, барокко. Его отличительные черты — симметричность композиции, устремленность ввысь, многоярусность, нарядный декор. Церковь Покрова в Филях, выстроенная по заказу брата царицы Натальи Кирилловны — Л. К. Нарышкина (архитектор Я. Бухвостов), трапезная Троице-Сергиевой лавры, многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря, соборы в Рязани, Астрахани отличаются изяществом и разнообразием декоративного убранства.

Стремление к реализму можно отметить и в изобразительном искусстве. Развивается бытовой жанр, отражавший радость земного бытия. Религиозные сюжеты становятся лишь поводом для изображения бытовых сцен, как, например, роспись церкви Троицы в Никитниках. Среди царских живописцев Оружейной палаты, своеобразного художественного центра того времени, самым выдающимся был С. Ф. Ушаков. Правильные пропорции тела, светотень придают его изображениям Христа (икона «Нерукотворный Спас»), Богородицы человеческую красоту, земную телесность и даже материальность.

Интерес к личности человека нашел свое отражение в первых портретах — парсунах. Они писались, как и иконы, яичными красками на доске. К концу века парсуны теряют свою условность и больше передают индивидуальные черты, особенности личности портретируемого. Таковы портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича из династии Романовых.

В XVII в. в русской культуре отчетливо проявились черты, подготовившие перелом, совершившийся в следующем столетии.

На развитие культуры в XVIII в. огромное влияние оказали реформы Петра I, затронувшие все сферы деятельности русского общества (см. Петр I и реформы первой четверти XVIII в.). Культура приобретает все более светский характер.

Этому способствовали реформа системы образования, изменение характера книжной продукции, открытие библиотек и музеев, появление периодической печати, театра, дальнейшее развитие науки, распространение рационалистических взглядов на явления природы и общества.

Усиление контактов со странами Западной Европы способствовало проникновению в Россию идей Просвещения, нашедших здесь благоприятную почву. Просветительство вызвало к жизни идею о «мудреце» на троне, политику «просвещенного абсолютизма», создание проекта всесословной общеобразовательной школы, активизировало общественную мысль. Проблемы, волновавшие общество, своеобразно преломились в образах художественной культуры (см. Просветительство в России; Политика «просвещенного абсолютизма»).

Искусство в системе новой культуры стало принципиально иным, более разнообразным в жанровом отношении, возросла его воспитательная роль, активная поддержка государства усилила его значимость. Новое отношение к человеческой личности способствовало развитию авторского начала.

Вторая половина XVIII в. — время блестящего расцвета русского искусства, открывшего имена выдающихся отечественных мастеров. Пора ученичества у Европы, как это было в первой половине века, окончилась. В этот период утверждался классицизм с его нормативностью, интересом к античным образцам. Особенностью русского классицизма была более тесная связь с идеями просветительства, в духе которых понимали служение общественному долгу, больший демократизм, проявившийся в сочувствии к судьбе народа, вера в просвещение как способ решения социальных проблем.

Основы теории литературы нового времени, художественные принципы раннего классицизма заложил Ф. Прокопович в своих трактатах «О поэтическом искусстве», «Риторика». Новые критерии оценки человека, в основе которых лежали его личные качества, а не знатность, отразились в популярных «гисториях» («Гистория о российском матросе Василии Кариотском»). С классицизмом связано и появление новых жанров — оды, элегии, басни, трагедии, комедии, повести. В. К. Тредиаковский в «Новом и кратком способе сложения российских стихов» сформулировал силлабо-тоническую систему стихосложения, основанную на чередовании ударных и безударных слогов в строке. Она сохранилась в основе русской поэзии до настоящего времени. В последней трети века литература поставила вопросы о несовместимости неограниченной монархии с благополучием общества («Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Властителям и судиям» Г. Р. Державина, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева). Державин внес элементы живой разговорной речи в литературный язык. На рубеже веков формировался сентиментализм, отмеченный большим вниманием к миру личных чувств. Расцвет его связан с творчеством Н. М. Карамзина («Бедная Лиза»).

Началось складывание литературного языка, отличного от церковнославянского. Учение М. В. Ломоносова о «трех штилях» допускало использование элементов разговорной речи в комедиях. В творчестве Державина расширилась сфера ее применения. Карамзин способствовал освобождению книжного языка от церковных славянизмов.

В первой половине века в архитектуре утверждаются новые принципы строительства городов — предварительный план застройки, регулярная планировка системы площадей и улиц. Так строился Санкт-Петербург — новая столица Российской империи. Подробнее о его архитектуре, мастерах вы прочтете в соответствующей статье.

В Москве работал талантливый архитектор и скульптор И. П. Зарудный, построивший Меншикову башню.

Наиболее яркими представителями классицизма в архитектуре были В. И. Баженов — создатель дома Пашкова, М. Ф. Казаков, построивший здание Сената в Кремле, Голицынскую больницу, дом Дворянского собрания; И. Е. Старов — автор Троицкого собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Подробнее о памятниках зодчества в Москве читайте в статье «Москва — столица России». Принципы классицизма проявились в четкости геометрических форм и этажности зданий, наличии ордерных колонн.

В первой половине века в живописи происходило освоение новых методов, связанных с отходом от иконописи. Художники овладевали техникой письма масляными красками на холсте, осваивали передачу прямой перспективы, использование светотени и др. Ведущим жанром стал портрет. Из мастеров-портретистов следует назвать И. Н. Никитина и А. М. Матвеева. Работам Никитина (портрет канцлера Г. И. Головкина, «Напольный гетман») присущи реализм, проникновение в характер человека. Матвеев в «Автопортрете с женой» утверждал идею о внесословной ценности человека.

В 1757 г. в Петербурге открылась Академия художеств, ставшая центром подготовки архитекторов, скульпторов, художников. Крупнейшими мастерами живописного портрета были Ф. С. Рокотов, стремившийся создать идеал духовной и физической красо ты человека (портреты А. П. Струйской, В. Е. Новосильцевой), и представитель классицизма Д. Г. Левицкий. В творчестве Левицкого сильно просветительское начало. Им создана галерея портретов деятелей эпохи Просвещения (Д. Дидро, Н. И. Новиков, Екатерина II, А. Ф. Кокоринов), а также серия портретов воспитанниц Смольного института. В конце века в классицизм проникли черты сентиментализма, присущие работам В. Л. Боровиковского, отмеченным передачей интимных чувств, пейзажным фоном, несущим смысловую нагрузку (портреты княгини Безбородко с детьми, М. И. Лопухиной).

В произведениях М. Шибанова («Крестьянский обед», «Свадебный сговор»), И. П. Аргунова («Портрет крестьянки»), акварелях И. А. Ерменева отразились жизнь и быт крестьян. Пейзажу уделяли внимание С. Ф. Щедрин, Ф. Я. Алексеев.

Как и в живописи, в скульптуре преобладающим становится светское начало. Основоположник русской портретной скульптуры Ф. И. Шубин создал великолепные портреты М. В. Ломоносова, полководца П. А. Румянцева-Задунайского, М. А. Голицына. Появляются светские памятники Петру I («Медный всадник» — Э. М. Фальконе, М. А. Калло, Ф. Г. Гордеев), А. В. Суворову (М. И. Козловский).

В первой половине века в музыкальной культуре преобладала военная, застольная, танцевальная музыка. Затем ведущее место заняла опера, преимущественно комическая: «Мельник — колдун, обманщик и сват» (музыка М. М. Соколовского), «Ямщики на подставе» (музыка Е. И. Фомина), «Санкт-Петербургский гостиный двор» (музыка В. А. Пашкевича) и др.

В 1756 г. В Санкт-Петербурге открылся первый в России профессиональный государственный театр. Основу его составила труппа ярославских актеров под руководством Ф. Г. Волкова. Ранее в столице действовал «школьный» театр Сухопутного шляхетского корпуса, частный театр на Царицыном лугу под руководством актера И. А. Дмитревского. В 1780 г. в Москве открылся Петровский театр с драматическим, оперным и балетным репертуаром. Основоположниками национальной драматургии были А. П. Сумароков («Хорев», «Синав и Трувор»), Д. И. Фонвизин («Бригадир», «Недоросль»), В. А. Озеров («Царь Эдип в Афинах», «Дмитрий Донской»).

Русская культура XVIII в. была пронизана идеями гражданственности, патриотическим пафосом, чувством общественного долга. Эти идеи найдут дальнейшее воплощение в последующем столетии, ставшем «золотым веком» русской культуры.

Начало XIX в. — время культурного и духовного подъема в России. Либеральные реформы Александра I (см. Александр I и реформы начала XIX в.), победа в Отечественной войне 1812 г. способствовали росту национального самосознания, породили надежды на изменения в общественной жизни. Но им не суждено было сбыться: потерпело поражение движение декабристов, царствование Николая I (см. Россия в царствование Николая I) ознаменовалось усилением самодержавного строя. Его незыблемость обосновывала теория официальной народности. Но напряженные размышления о судьбах России продолжали волновать просвещенные слои общества. О путях развития спорят западники и славянофилы, революционные демократы (см. Революционеры-демократы 50—60-х гг. XIX в.). Искания общественной мысли придают культуре демократический характер.

В условиях усложнившейся общественной жизни литература стала ведущей областью художественной культуры, так как только слово было способно передать все нюансы современной жизни.

Господствующее стилевое направление первой четверти века — романтизм. Взяв все лучшее от классицизма (его гражданственность, общественную направленность), он обогатил литературу приемами тонкого психологического анализа, создал новые жанры — балладу, элегию; использовав традиции фольклора, народных поверий, поставил проблему национальной самобытности литературы. Возникновение романтизма связано с творчеством В. А. Жуковского, балладам которого присуща мечтательность, гуманность. Поэты-романтики — декабристы, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов — развили активное, действенное начало романтизма. В дальнейшем в их творчестве усилились реалистические тенденции. Реализм дополнил психологический анализ романтиков всесторонним анализом социальных явлений. Энциклопедией русской жизни признан роман в стихах «Евгений Онегин» Пушкина. С его творчеством связано завершение формирования литературного языка. Свое отношение к действительности времен Николая I отразил Лермонтов в «Герое нашего времени», Н. В. Гоголь в «Ревизоре» и «Мертвых душах». Судьбе крестьян посвящены повести Д. В. Григоровича, «Записки охотника» И. С. Тургенева, мир купечества открыли пьесы А. Н. Островского. В условиях цензурных гонений литература отчасти заменила публицистику.

В архитектуре в первой трети XIX в. появился стиль русский ампир. Его представители — А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, собор в Кронштадте), А. Н. Воронихин (Казанский собор, здание Горного института в Санкт-Петербурге), К. И. Росси (Михайловский дворец, здание и арка Генерального штаба в Санкт-Петербурге), О. И. Бове (ансамбль Театральной площади со зданиями Большого и Малого театров в Москве), Д. И. Жилярди (перестроенное после пожара 1812 г. здание университета). Затем ампир сменил «русско-византийский стиль», нашедший свое отражение в постройках К. А. Тона (храм Христа Спасителя).

В живописи преобладал романтический портрет. О. А. Кипренский утверждал взгляд на человека как на независимую личность (портрет А. С. Пушкина), подчеркивал романтические черты русской женщины (портрет Хвостовой). В. А. Тропинин дал живую, непринужденную характеристику человека (портрет сына, «Кружевница», портрет А. С. Пушкина). Трагедийный налет романтизма присущ полотну К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». Он также был мастером парадного и психологического портрета («Всадница», «Автопортрет»). Философско-религиозное начало отразилось в творчестве А. А. Иванова, выразившего веру в духовное возрождение человека («Явление Христа народу»).

Зарождение реалистических традиций шло от бытового жанра. Его начало — в творчестве А. Г. Венецианова, увидевшего красоту в повседневном труде крестьянина («На пашне. Весна», «На жатве», «Захарка»). Родоначальником критического реализма стал П. А. Федотов. В его картинах («Свежий кавалер», «Сватовство майора» и др.) и рисунках, пронизанных критикой общественных устоев, отражено идейное движение 40-х гг. Творчество Федотова завершает эволюцию живописи в первой половине XIX в.

Основные жанры музыкальной культуры создал М. И. Глинка. Ему принадлежат первая русская национальная опера («Жизнь за царя»), инструментальная симфоническая музыка, романсы. Высшим принципом искусства он считал идейность и народность. «Создает музыку народ, а мы, художники, ее аранжируем», — говорил Глинка. А. С. Даргомыжский обращается в музыке к социальным проблемам (опера «Русалка», сатирико-комические песни).

Театр играет все более заметную роль в общественно-культурной жизни, несмотря на монополию императорских театров, введенную в 1803 г., и цензуру на драматургию. Центры театральной культуры — Малый театр в Москве и Александрийский театр в Санкт-Петербурге. Расцвет романтизма в сценическом искусстве связан с драматургией Ф. Шиллера и У. Шекспира, с творчеством П. С. Мочалова. Пьесы А. С. Грибоедова, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя утверждали в репертуаре реалистическое начало. Реформатором актерского искусства и основоположником реализма был М. С. Щепкин.

В конце первой половины XIX в. закончился этап в развитии культуры: сформировался литературный язык, в искусстве появились национальные школы.

Отмена крепостного права, буржуазные реформы оказали влияние на все стороны общественно-культурной жизни второй половины XIX в. (см. Александр II и реформы 60—70-х гг. XIX в.). Увеличивались социальные возможности для демократизации образования, расширился круг производителей культурных ценностей за счет разночинной интеллигенции. Общественно-демократический подъем определил тесную связь культуры с идеями демократов и революционных народников (см. Народничество).

В 80-е гг. в общественно-политической жизни сложилась особая атмосфера, связанная с отказом правительства от некоторых результатов проводимых буржуазных реформ (см. Александр III и контрреформы 80—90-х гг. XIX в.). Современники называли период контрреформ «черными 80-ми годами». Однако нельзя сказать, что это время упадка культуры. После поражения идей народничества шли поиски новой теории, зародилась социал-демократия. Произошли изменения в художественной культуре: отказ от острой обличительности, внимание к общечеловеческим нравственно-психологическим проблемам способствовали появлению новых форм художественного мышления. Рост крупной промышленности, складывание пролетариата, формирование его классового самосознания привели к обострению борьбы в сфере идеологии.

Литературу второй половины XIX в. отличали повышенная социальная активность, поиски положительного начала. О жизни пореформенной деревни рассказали в своих очерках Г. И. Успенский, В. А. Слепцов, городского рабочего, разночинца — Н. Г. Помяловский («Мещанское счастье», «Молотов»), Ф. М. Решетников («Глумовы», «Горнорабочие»), интеллигенции — Н. Г. Чернышевский в романе «Что делать?», ставшем программным произведением 60-х гг.; появился нигилистический роман (Н. С. Лесков «Некуда», А. Ф. Писемский «Взбаламученное море»). И. С. Тургенев показал героев новой эпохи («Отцы и дети», «Накануне», «Рудин»). Творчество Ф. М. Достоевского пронизано болью за униженных и оскорбленных, протестом против смуты и крови как средства обновления мира («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»). Тема крестьянства — главная в творчестве Н. А. Некрасова. Вершиной литературы XIX в. стало творчество Л. Н. Толстого, показавшего жизнь общества 70—90-х гг. в романах «Анна Каренина», «Воскресение», пьесе «Живой труп». Мир «маленького человека» раскрыл в рассказах А. П. Чехов. Романтика молодого А. М. Горького отразила демократические настроения конца века («Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Буревестник», «Челкаш»). Образы нового поколения крестьян, рабочих, искания интеллигенции создали И. А. Бунин («Танька», сборник «На край земли»), А. И. Куприн («Молох», «Олеся»), В. В. Вересаев («Без дороги», «Поветрие»).

Стремлением встать над обществом, лишенным чувства красоты, объясняется появление модернизма. Поэты-символисты В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Соллогуб, А. Белый, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт провозгласили тезисы: искусство для искусства, индивидуализм творчества, создание мира мечты, символов. Они обогатили поэтические возможности стиха, что обусловлено стремлением передать необычность своего мироощущения.

В 60-е гг. в живописи и скульптуре господствует бытовой жанр, нашедший выразительные средства для отображения всех нюансов общественной жизни. Атмосферу этого времени отразил В. Г. Перов в картинах «Сельский крестный ход на Пасху», «Проводы покойника», «Тройка», «Последний кабак у заставы» и др. В 1863 г. выпускники Академии художеств во главе с И. Н. Крамским отказались писать конкурсную картину на мифологический сюжет. Произошел разрыв с академическим искусством, возникло самостоятельное направление, противостоящее академизму. Идеи сближения с народом подготовили возникновение в 1871 г. Товарищества передвижных художественных выставок (Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, К. Е. Маковский, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, К. А. Савицкий, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. И. Якоби и др.). Передвижничество способствовало приближению искусства к народу и стало ведущим направлением в живописи второй половины века. Передвижники писали в различных жанрах. Так, например, А. К. Саврасов («Грачи прилетели», «Весна», «Проселок», «Дворик»), И. И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Озеро. Русь», «У омута», «Владимирка»), И. И. Шишкин («Рожь», «Дубы», «Сосновый бор», «Корабельная роща»), Ф. А. Васильев («Перед грозой», «Мокрый луг», «После дождя») в своих картинах пробуждали у зрителя чувство любви к природе и родине. Портреты кисти И. Н. Крамского, В. Г. Перова, И. Е. Репина (портреты Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Н, А. Некрасова, М. П. Мусоргского, В. Г. Перова, Д. В. Григоровича и др.) отличал глубокий психологизм. Бытовой жанр 70—80-х гг. отразил противоречия и драматизм жизни: А. И. Корзухин («Перед исповедью»), К. А. Савицкий «Ремонтные работы», «На войну»), И. Е. Репин («Крестный ход в Курской губернии», «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Арест пропагандиста»), Н. А. Ярошенко («Кочегар», «Смена идет», «Курсистка», «Всюду жизнь», «Заключенный»). Обращаясь к сюжетам истории, художники выражали свое отношение к современности (см. Исторический жанр в искусстве и литературе). В 80—90-е гг. передвижничество теряет острую социальную направленность. Общечеловеческие черты «опоэтизированного реализма» присущи творчеству В. А. Серова («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», портреты М. Н. Ермоловой, А. М. Горького), М. В. Нестерова («Русь монашеская», «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею»).

В 90-е гг. начинается деятельность творческого объединения «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, С. П. Дягилев, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере) — широкого культурно-эстетического движения, захватившего также архитектуру, скульптуру, поэзию. В живописи мирискусникам были присущи отказ как от салонного академизма, так и от тенденциозности передвижничества, провозглашение тезиса об индивидуализме в творчестве. Наиболее значительны их успехи в графике, театрально-декорационном искусстве (см. Культура России в XX в.).

В скульптуре реализм проявился в портретном сходстве, историзме. Этим требованиям отвечали работы М. М. Антокольского («Иван Грозный», «Ярослав Мудрый», «Нестор-летописец», «Петр I»), М. О. Микешина (памятник «Тысячелетие России» в Новгороде); А. М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве, М. Ю. Лермонтову в Пятигорске и др.).

Значительное влияние на музыкальную культуру оказало творчество объединения «Могучая кучка», куда входили М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. Наследие кучкистов огромно. Это оперы М. П. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), 15 опер Н. А. Римского-Корсакова («Псковитянка», «Царская невеста», оперы-сказки: «Садко», «Снегурочка» и др.), А. П. Бородина («Князь Игорь»), симфонические программные произведения, сборники народных песен. Широко используя народный мелос, фольклор, обращаясь к историко-эпическим сюжетам, они стремились передать в музыке «правду жизни». Другое направление связано с творчеством П. И. Чайковского, оставившего богатейшее наследие в области оперного, балетного, камерного, симфонического музыкального искусства. Его произведениям присуще обращение к общечеловеческим чувствам; наряду с жизнеутверждающим началом им присущи черты трагедийности.

Состояние театра определялось успехами отечественной драматургии, уровнем профессионального актерского мастерства. Развитие театра неразрывно связано с именем А. Н. Островского, часто бывшего первым режиссером своих пьес. На его драматургии выросли многие талантливые актеры — П. М. Садовский, Н. Х. Рыбаков, П. А. Стрепетова, А. Е. Мартынов и другие. Расширение сети столичных театров шло за счет создания частных антреприз после отмены в 1882 г. монополии императорских театров. Наиболее известен частный театр Ф. А. Корша, где играли многие выдающиеся актеры: М. М. Блюменталь-Тамарина, И. М. Москвин, А. П. Кторов, П. Н. Орленев, Е. М. Шатрова. Большое число трупп действовало в провинции, где театр занимал значительное место в культурной жизни.

Важным явлением было открытие в 1898 г. Московского Художественного театра. Его основатели — К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко. Драматургия А. П. Чехова и А. М. Горького составила основу его репертуара. На сцене МХТ играли И. М. Москвин. М. П. Лилина, О. Л. Книппер-Чехова, М. Ф. Андреева, В. И. Качалов и другие. Он стал центром формирования новых принципов режиссуры и актерского искусства. Синтез многих искусств — характерная черта сценического реализма.

Русскую культуру XIX в. отличали гуманизм, народность и демократизм. Целое созвездие великих имен творило в различных ее областях и создало огромное число шедевров, ставших золотым фондом не только русской, но и мировой культуры.