Консонанс и диссонанс

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Консонанс (от латинского «слитное», «согласное звучание», «гармония») — слияние в восприятии одновременно звучащих тонов. Вспомним два аккорда, которыми начинается 3-я («Героическая») симфония Л. Бетховена. Диссонансы (от латинского «нестройно звучу») звучат внутренне противоречиво, звуки в них словно мешают друг другу, не гармонируют один с другим. Таков аккорд в начале «Гимна демократической молодежи мира» А. Г. Новикова и большинство созвучий во вступлении к 3-му действию балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» — «Приказ герцога». В учении о гармонии консонансом в узком смысле слова называют консонирующее дву-звучие (интервал), в широком смысле — всякое сочетание из 3 и более звуков (аккорд), оно состоит только из консонирующих интервалов. Последние делят на так называемые совершенные (чистые, октава, квинта, кварта) и несовершенные (большая и малые терции, сексты). Так они были названы в музыкальной теории позднего средневековья. Они различаются по характеру звучания: совершенным присуща пустота звучания, а несовершенные звучат сочно, насыщенно, кроме того, они обладают качеством мажорности (большие терции и сексты) и минорности (малые терции и сексты). Однако следует отметить, что в консонирующих аккордах (трезвучиях и их обращениях), которые составляют основу гармонии, консонансы обеих групп объединяются. Для гармонии в многоголосной музыке особенно важен плавный переход от диссонанса к консонансу — разрешение.

Диссонируют интервалы: большая и малая секунды, их обращения — малая и большая септимы, увеличенная кварта и ее обращение — уменьшенная квинта. В отличие от консонанса диссонанс, обладающий неустойчивым звучанием, не может быть опорой лада. Такое восприятие созвучий было характерным прежде всего для классической музыки. Однако традиции постепенно меняются. Уже в прошлом веке на привычном месте трезвучия как тоники ладотональности оказывался септаккорд, а то и нонаккорд. Было время, когда кварта считалась диссонансом. А современный слух настолько привык к малой септиме и большой секунде, что далеко не всегда ждет перехода этих интервалов в более консонантные. Противостояние консонансов и диссонансов играет важную роль .как одно из средств музыкальной выразительности, но граница между ними относительна.