Клод Дебюсси (1862—1918)

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Жизнь и творчество Клода Дебюсси неразрывно связаны с Парижем. Здесь он учился, работал, здесь как смелый новатор начинал свой творческий путь. Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов. Художественная жизнь Парижа давала композитору множество импульсов для творческих исканий. Настоящим открытием для него было знакомство с музыкой народов Востока — индийской, арабской, индонезийской, китайской. Необычные для европейского слуха лады, своеобразные инструментальные тембры словно раздвигали перед музыкантом «звуковые горизонты». Большое влияние оказала на него русская музыка. Впервые композитор познакомился с ней еще в годы учебы. Впоследствии во время концертов на Всемирной парижской выставке 1889 г. русская музыка с новой силой захватила его. Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин и особенно М. П. Мусоргский словно показывали композитору пример смелого, нетрадиционного использования ресурсов музыкального языка.

Глубокое воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых сильных художественных впечатлений связано с живописью импрессионистов. Горячо увлекается Дебюсси и современной поэзией символистов с ее недосказанностью и завораживающей музыкальностью.

В 90-е гг. окончательно складывается самобытный музыкальный стиль Дебюсси, рождаются первые зрелые произведения: симфоническая «Прелюдия к „Послеполудню фавна"» по С. Малларме (1894), которая явилась как бы манифестом импрессионизма в музыке, оркестровый триптих «Ноктюрны» (1899), начинается работа над оперой «Пеллеас и Мелизанда» (окончательно завершена в 1902 г.), отмеченной тонким психологизмом, чутким и правдивым воплощением интонаций французской речи. Дебюсси становится одним из ведущих композиторов Франции. Одно за другим появляются его прославленные произведения: симфонический триптих «Море» (1905), оркестровая сюита «Иберия», циклы фортепьянных пьес — «Эстампы», «Образы», две тетради прелюдий, «Детский уголок», балет «Ящик с игрушками» (1913) и многое другое. В них раскрылся образный мир, полный красоты и поэтичности.

Создание новой образности приводит композитора к обновлению всех музыкально-выразительных средств. Особенно интересны открытия Дебюсси в области гармонии. С помощью гармонии, тембров, приемов фактуры композитор передает игру света и тени, мелькание солнечных бликов, радужное сияние водяных струй. Мелодия же — главная носительница эмоций, утрачивает свою господствующую роль. Открытия Дебюсси в области музыкального языка, по-настоящему осмысленные и оцененные уже после его смерти, оказали исключительное по силе воздействие на творчество музыкантов последующих поколений — послужили важным стимулом для решительного переосмысления выразительных возможностей музыки, для поисков новой образности, отражающей проблемы нашего века.