Классицизм, раздел «Художник»

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Классицизмом (от латинского слова «классикус»— «образцовый») называют стиль и направление в искусстве XVII — начала XIX в., ориентировавшиеся на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец. Философской основой классицизма были представления о разумной закономерности мира, о главенстве разума и общественного долга в жизни людей, о прекрасной, облагороженной природе; для искусства классицизма характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных, героических нравственных идеалов. Главная тема искусства классицизма — торжество общественных начал над личными, долга над чувством. Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Ему были присущи, однако, черты утопизма, идеализации и отвлеченности образов, нараставшие в периоды его кризиса, особенно в середине XIX в., когда классицизм был связан с реакционными общественными силами. Для архитектуры классицизма типичны четкость и геометрическая правильность объемов, регулярность планировки; на глади стен выделяются портики, колоннады, статуи, рельефы. В изобразительном искусстве главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, плавная обобщенная контурная линия, четкая моделировка объема; цвет играл подчиненную роль и служил выделению смысловых акцентов, подчеркивал ведущую роль линейно-объемного построения. Развитие классицизма во многом связано с Академиями художеств в Париже (основана в 1648 г.), Петербурге (основана в 1757 г.) и другими. Классицизм, сложившийся в XVII в. во Франции, отражал победу абсолютизма в политической жизни и торжество рационалистических принципов в культуре. В архитектуре (Л. Лево, Ф. Мансар, К. Перро) и живописи (Н. Пуссен, К. Лоррен) господствовали интерес к античным мотивам, темам и героическим образам, идеалы величия, разума и гражданского долга. Это искусство развивалось параллельно с барокко (так, в дворцово-парковом ансамбле Версаля — резиденции французских королей — классицизм и барокко слились в единый торжественный, парадный стиль). Во второй половине XVIII в. классицизм возродился во Франции, Германии, России и других странах; в это время он был связан с идеями Просвещения, а в конце XVIII в. — с идеями Великой французской революции 1789—1794 гг. В архитектуре (Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Г. Лангханс в Германии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов в России) соединились изучение памятников античного зодчества (знание которых уточнилось благодаря успехам археологии), богатство архитектурной фантазии и внимание к практическим функциям городских площадей и магистралей, общественных зданий и жилых домов. В живописи (Ж. Л. Давид во Франции, А. Р. Менгс в Германии, А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов в России), скульптуре (Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции, Готфрид Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, М. И. Козловский, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин в России), рисунке, гравюре идеи гражданской героики, общественного долга, просветительские идеалы благородной простоты и спокойного величия выражались в строгих, ясных формах, навеянных античным и ренессансным искусством, часто в произведениях на античные сюжеты. Архитектурный декор и декоративное искусство основывались на античных образцах. В первой трети XIX в. высокий (зрелый) классицизм (называемый также ампир), достигший в России высокого подъема, был последним большим классическим стилем. Позже классицизм перерождается в реакционный академизм и, несмотря на усилия многих академий художеств и ряда крупных мастеров (Ж. О. Д. Энгр во Франции, Ф. А. Бруни в России), теряет значение. В России поздний академический классицизм середины и второй половины XIX в. стал официальным искусством самодержавной монархии, с которым вели борьбу прогрессивные мастера, в том ч.исле передвижники. Произведения русских живописцев К. П. Брюллова и А. А. Иванова все больше обогащались тенденциями романтизма и реализма, пришедших на смену классицизму. В архитектуре и декоративном искусстве классицизм к середине XIX в. был вытеснен эклектикой — заимствованием декоративных элементов прежних стилей (готика, Возрождение, барокко).