Кириевские, Иван Васильевич и Петр Васильевич

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Есть критики, суждения которых современникам поначалу кажутся странными или спорными, а затем получают безоговорочное признание, берутся на вооружение другими критиками. При этом имя высказавшего эти суждения первым иногда забывается, и редко кто вспомнит, кому критика обязана новым движением мысли. К таким критикам-первооткрывателям принадлежал и И. В. Киреевский.

Он первым обратил внимание на характер творческой эволюции А. С. Пушкина, который, отдав дань двум школам — «итальяно- французской» и «байроновской», приходит к «самобытному роду поэзии», «самобытному созиданию», открывая «русско-пушкинский период» и в своей поэзии, и в развитии отечественной литературы («Нечто о характере поэзии Пушкина», 1828). И он же первым увидел в Пушкине поэта жизни действительной, поэта действительности («Обозрение русской словесности 1829 года»).

И. В. Киреевскому принадлежало и первое определение условий, необходимых для формирования народного поэта. «Мало быть поэтом, — скажет он, — чтобы быть народным; надобно еще быть воспитанным, так сказать, в средоточии жизни своего народа, разделять надежды своего отечества, его стремление, его утраты, — словом, жить его жизнию и выражать его невольно, выражая себя». Ему же принадлежат и ставшие крылатыми слова: «Поэт для настоящего что историк для прошедшего: проводник народного самопознания».

Высоко ценил И. В. Киреевского А. С. Пушкин, считая его «Обозрение русской словесности за 1931 год» примером «истинной критики». Позднее, характеризуя И. В. Киреевского, Н. Г. Чернышевский отметит: «В нем была жажда истины, он пробуждал в других деятельность мысли». И это качество статьи И. В. Киреевского сохранили вплоть до наших дней.

Замечательным ученым-фольклористом был брат И. В. Киреевского — Петр Васильевич Киреевский. Его собрание русских народных песен насчитывает несколько тысяч текстов, собранных в разных уголках России, научно выверенных, возведенных по возможности к самому раннему варианту. Начало этому собранию положили записи народных песен, сделанные А. С. Пушкиным. П. В. Киреевский не только сам собирал памятники народной поэзии, но и привлек к этому делу многих отечественных литераторов и писателей, в том числе Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова, В. И. Даля, которые записанные ими песни также передали П. В. Киреевскому.

Былины, исторические и лирические народные песни, составившие собрание П. В. Киреевского, — золотой фонд поэтического творчества русского народа, яркое свидетельство его богатой художественной культуры. Подвижническая деятельность П. В. Киреевского и многих других собирателей — А. Н. Афанасьева, (1826–1871), П. Н. Рыбникова (1831–1885), П. И. Якушкина (1822–1872), И. А. Худякова (1842–1876) — настоящий научный подвиг, бессмертная страница в истории отечественного литературоведения.