Кинематография стран социалистического содружества

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Достижения кинематографий социалистических стран убедительны и неоспоримы. Сейчас трудно поверить, что уровень развития национальных кинематографий в 30-е гг. в большинстве европейских стран, кроме Германии (догитлеровского периода) и Чехословакии, производившей до 40 фильмов в год, был крайне низок. Война и разруха подорвали и без того слабую материальную базу. Даже на одной из лучших европейских студий — «Баррандов» в Праге — парк съемочной и звукозаписывающей техники пришел в негодность, не было пленки. Еще хуже обстояло дело с творческими кадрами и техническим персоналом. В этих сложных условиях советские кинематографисты оказали своим зарубежным коллегам большую и разностороннюю помощь. Советские специалисты помогали строить новые киностудии в Софии, Бухаресте, Лодзи, оборудовали их современной техникой, консультировали первые фильмы. Кузницей творческих кадров стал ВГИК, принявший десятки студентов из социалистических стран.

Режиссеры, поставившие свои первые фильмы после войны, рассказывали о суровых битвах с фашизмом, об исторических героях, боровшихся за свободу своей родины, о ростках нового сознания, нового отношения к труду.

Конечно, большинство первых фильмов не были свободны от недостатков, сказывалось отсутствие профессионального опыта. Однако уже в конце 50-х — начале 60-х гг. многие социалистические кинематографии совершили мощный рывок и создали фильмы, обогатившие мировое киноискусство. Этому способствовало вдохновение художников, возможность активного сотрудничества режиссеров, взаимовлияние и взаимообогащение социалистических кинематографий. В своих фильмах мастера кино откликались на важные, животрепещущие проблемы времени, исходя из своего исторического опыта, широко используя национальные традиции, постигая сущность народного характера. Особое внимание они уделяли разработке антифашистской темы. В антивоенных фильмах, снятых в Болгарии, Югославии, Чехословакии, Польше, можно обнаружить много общего, однако, близкие по своим идейно-художественным принципам, картины разнообразны по проблематике, по киноязыку; это своеобразие порождено национальной спецификой, неповторимым историческим прошлым.

Народы Польши и Югославии в числе первых приняли на себя удар агрессора, и поэтому закономерно героическая тема заняла в кинематографе этих стран особое место. Военной теме был посвящен первый югославский фильм —«Славица» (1947, режиссер В. Африч). А затем в течение нескольких десятилетий кинематографисты этой страны постоянно обращались к так называемому «партизанскому фильму», рассказывая о героической борьбе народной армии. В таких картинах, как «Козара» (1962),, «Битва на Неретве» (1969) В. Булайича, «Пятое наступление» (1973) С. Делича, «Ужицкая республика» (1974) Ж. Митровича, «Тринадцатое июля» (1982) М. Шарановича, показаны трудные, трагические и победные события в панораме войны. Кроме эпических картин, сделанных в жанре исторической хроники и воссоздающих достоверные события и факты, югославский кинематограф обращается к изображению судьбы отдельного человека на войне, используя самые разнообразные жанры. Так, например, большим успехом у зрителей пользовались приключенческая трилогия режиссера Х. Крвавца «Диверсанты» (1967), «Мост» (1969, в советском прокате — «По следу тигра»), «Вальтер защищает Сараево» (1972); народная комедия П. Голубовича «Гранатометчики» (1977, в советском прокате — «Отважные»). На материале войны югославские художники ставят важные нравственные проблемы, связанные с личной ответственностью человека за свои поступки, показывают деградацию личности, предавшей свой народ («Запах айвы» М. Идризовича, 1982).

Фильмы о войне составили золотой фонд польской кинематографии. С освоением антифашистской темы связана международная слава «польской школы», расцвет которой пришелся на конец 50-х гг. «Последний этап» (1948) В. Якубовской, «Героика» (1958) А. Мунка, «Канал» (1957) и «Пепел и алмаз» (1958) А. Вайды и другиеГ польские ленты вошли в историю мирового кино. В основу многих фильмов о войне положены конкретные события. В «Покушении» (1959) режиссер Е. Пассендорфер воссоздал известный факт покушения на эсэсовского генерала, совершенного в центре Варшавы группой молодых подпольщиков. В фильме «Вестерплатте» (1967) режиссер С. Ружевич рассказал об истории героической обороны побережья, когда небольшой отряд бойцов в течение нескольких дней сдерживал превосходящие силы противника. Широкой популярностью у зрителей разных поколений пользовались телевизионные сериалы — «Ставка больше, чем жизнь» А. Коница и Я. Моргенштерна и «Четыре танкиста и собака» К. Наленцкого.

Первым художественным фильмом, созданным на киностудии ДЕФА, стала картина В. Штаудте «Убийцы среди нас» (1946), говорившая о личной ответственности немцев за преступления нацизма. Глубокий анализ нравственных язв фашизма был предпринят в фильме «Ротация» (1949, в советском прокате — «Коричневая паутина») В. Штаудте, «Лисси» (1957) и «Профессор Мамлок» (1961) К. Вольфа. В фильме «Приключения Вернера Хольта» (1965) режиссер И. Кунерт вскрыл механизм «оболванивания» человека, вовлечение его в преступные авантюры гитлеровских главарей. В кино ГДР есть немало картин, показывающих сопротивление честных людей, преодолевающих страх и поднимающихся на борьбу. В их числе — картины «Красная капелла» (1970), «Голый среди волков» (1962), «Пять патронных гильз» (1960), «Невеста» (1981, в советском прокате — «Дом с тяжёлыми воротами») и др.

Проблему ответственности личности за совершенные фашизмом преступления убедительно исследовали видные венгерские режиссеры З. Фабри («Два тайма в аду», 1961; «Венгры», 1978; «Пятая печать», 1976), А. Ковач («Холодные дни», 1966, в советском прокате — «Облава в январе»; «Октябрьское воскресенье», 1979; с ФРГ), И. Сабо («Доверие», 1979; «Мефисто», 1981; с ФРГ, в советском прокате — «Мефистофель»).

Теме борьбы с фашизмом посвящены работы албанских кинематографистов: «Сильнее смерти» (1974, режиссеры Г. Эребара и П. Милкани); «Группа Сопротивления» (1976, режиссер Г. Гакани) и др.

Лучшие антифашистские фильмы, созданные в Румынии, Болгарии, Чехословакии, призывают людей быть бдительными к проискам врагов мира, активно участвуют в патриотическом воспитании, давая зримые образцы героизма и мужества.

Особое внимание кинематограф социалистических стран всегда уделял исторической теме, показывая драматические периоды отечественной истории. Серьезность подхода болгарских кинематографистов к изображению прошлого во многом обусловлена национальной историей, полной трагических столкновений и суровых испытаний. Несмотря на тяжелые нравственные и духовные последствия иноземного нашествия, длившегося несколько столетий, болгарский народ сумел сохранить и уберечь свою национальную самобытность. Первым историческим полотном стал фильм «Под игом» (1952) режиссера Д. Даковского, посвященный национально-освободительной борьбе болгарского народа против османского ига. К этой теме обращены совместные советско-болгарские фильмы «Герои Шипки» (1955) режиссера С. Д. Васильева и «Юлия Вревская» (1978) режиссера Н. Корабова, а также многосерийные телевизионные эпопеи: «Апостолы» Б. Шаралиева (по «Запискам болгарских восстаний» З. Стоянова) и «Мера за меру» Г. Дюлгерова. 1300-летней годовщине основания болгарского государства посвящены фильмы «Хан Аспарух» (1981, режиссер Л. Стайков), «Константин Философ» (1983, режиссер Г. Стоянов), «Борис I» (1984, режиссер Б. Шаралиев).

В румынском кино также создано немало исторических лент. В одних фильмах рассказывается о подлинных исторических героях — вожаках национальных восстаний против поработителей, народных мстителях — гайдуках (фильмы «Тудор», 1963, режиссер Л. Брату; «Пинтя», 1978, режиссер М. Молдаван). В других — действуют герои придуманные. Переплетение исторических фактов с легендой, Народной молвой отличает такие фильмы, как «Даки» (1967) С. Николаеску и «Колонна» (1968) М. Дрэгана. К этому направлению историко-романтического фильма можно отнести работу известного режиссера С. Николаеску «Бессмертные» (1974). Она повествует о горстке воинов из армии румынского господаря Михая Храброго, мужественно сражавшихся с врагами.

Говоря об историческом фильме в кино социалистических стран, следует назвать югославскую картину «Крестьянское восстание 1573 года» В. Мимицы (1975); «Гуситскую трилогию» («Ян Гус», 1955; «Ян Жижка», 1956; «Против всех», 1958) чехословацкого режиссера О. Вавры; такие известные польские фильмы, как «Фараон» (1966) Е. Кавалеровича, «Пан Володыевский» (1969) и «Потоп» (1974) Е. Гофмана. Историческому прошлому посвящен совместный советско-албанский фильм «Великий воин Албании Скандербег» (1954) режиссера С. И. Юткевича.

Современная тема по праву занимает центральное место в творчестве мастеров экрана социалистических стран. Лучшие фильмы вовлекают зрителя в размышления о жизни, показывают человека в сфере материального и духовного производства, выступают против негативных явлений, утверждают социалистический образ жизни, размышляют о молодом герое, наблюдая за процессом формирования его личности. В картинах чехословацкого режиссера К. Кахини «Я умею прыгать через лужи» (1970), «В ожидании дождя» (1978), «Смерть мухи» (1976), «Золотые угри» (1979), «Фанди, о Фанди!» (1983) показан внутренний мир молодого человека, вступающего в жизнь. Герои этих картин — неукротимые, эмоциональные, упорные и сомневающиеся — отвергают любые моральные компромиссы. Детям и подросткам посвятил свое творчество чехословацкий режиссер Й. Пинкава. В его творческом активе картины «Пять крон», «Ведь мужчины не плачут» и др. Подростки любят увлекательное зрелище, особенно сказки; чехословацкие режиссеры стали признанными мастерами в этом жанре. О. Липский поставил музыкальную комедию «Да здравствуют духи!» (1977), В. Ворличек — «Три орешка для Золушки» (1974, с ГДР), М. Голлы — «Соль дороже золота» (1982), Ю. Якубиско — «Перинбаба» (1982), П. Швец — «Сказку об отважном кузнеце». В болгарском кино много внимания детской теме уделяют режиссеры И. Грыбчева («Экзамены некстати», 1974; «Ни с кем», 1975), М. Евстатиева («Мгновения в спичечном коробке», 1979; «Похищение в желтом», 1981; «Секретное оружие», 1982; «Муж для мамы», 1985; «Амиго Эрнесто», 1986), Д. Петров («Ежи рождаются без колючек», 1971; «Собака в ящике», 1981). Говорить с экрана о молодых, использовать яркие формы для выражения серьезных мыслей стремятся и венгерские режиссеры. О храбром юноше Янко рассказывает картина М. Маркоша «Звездноглазый», чудесами кинотехники поражает фильм Я. Рожи «Шабаш ведьм», успехом у зрителей пользовались фильм «Бедный Джони и Арника», а также мультипликационные ленты А. Даргаи «Мати Лудаш» и «Вук».

До сих пор мы говорили о кинематографе европейских социалистических стран. Однако искусство наших друзей невозможно сегодня представить без кинематографа Монголии, КНДР, Вьетнама и Кубы. О киноискусстве КНР вы прочтете в специальной статье «Китайская кинематография».

Тема революции, ломки старого и рождения нового: новых людей, мировоззрения, быта, морали и т. д. — наиболее полно была воплощена в таких монгольских фильмах, как «Хатанбатор» («Великая судьба») Г. Жигжидсурэна, «Чабан Найдан» Н. Нямдава, «Пять цветов радуги» (1978) Б. Нагнайдоржа, «Начало большого пути» (1978) Б. Сумху и некоторые другие. Авторы названных фильмов искали для воплощения своих мыслей оригинальную форму, стремились уйти от привычных штампов. О людях и делах сегодняшней Монголии рассказывают фильмы «Все из-за близнецов» (1977) Д. Жигжида, «Жена» (1975) Б. Сумху, «Запах земли» (1978) Х. Дамдина, «Встреча» (1974) Н. Нямдава.

Для вьетнамского кинематографа долгое время главной темой творчества оставалась патриотическая тема, связанная с борьбой вьетнамского народа против американских агрессоров. Человек и война, нравственный аспект проблемы — вот что прежде всего интересует художников в фильмах о борьбе и победе, снятых в 70-х — начале 80-х гг.: «17-я параллель: дни и ночи» и «Девочка из Ханоя» режиссера Хай Ниня, «Опустошенное поле» режиссера Нгуен Хонг Шена. Партизанская война, увиденная глазами детей, предстает в фильме Нгуена Хань Зы «Когда мамы нет дома».

Ведущей темой кино КНДР остается историко-революционная и патриотическая тема, связанная с борьбой корейского народа против японских оккупантов и американских агрессоров («Пэктусан», режиссер Ом Гильсон; «Цветочница», режиссеры Чхве Иккю, Пак Хак). В раскрытии этой темы широко использовался жанр политического детектива («Азалия» в тылу врага», режиссер О. Бёнчхо; «Рапорт-36», режиссер Ким Гирхо). Среди лучших фильмов на современную тему можно назвать картины «Девушка-директор» (режиссер Ким Доккю), «Провод высокого напряжения» (режиссер Чхве Намхён).

Только после революции 1959 г. на Кубе появились реальные условия для создания подлинно национального киноискусства. Особое значение в становлении кубинского кино имели хроника, документальные фильмы. Наряду с историко-революционной темой, запечатлевшей отдельные этапы борьбы за освобождение, кубинские кинематографисты много внимания уделяют разработке современной темы. Она отражена в лентах «Смерть бюрократа» (1966) и «Воспоминание об отсталости» (1968) режиссера Т. Гутьерреса Алеа, «Учитель» (1977) режиссера О. Кортасара, «Портрет Тересы» (1979) режиссера П. Вега. Антиимпериалистическую направленность имеет фильм-притча «Роза ветров» (1983) режиссера П. Гусмана (см. также Латинской Америки кинематография).

В Лаосе и Кампучии делает первые шаги документальное кино, хроника.

С каждым годом крепнут творческие узы, связывающие кинематографистов социалистических стран. Они обмениваются фильмами, проводят Недели фильмов социалистических стран в Советском Союзе, Дни советского кино в социалистических странах, приглашают на съемки актеров братских стран, проводят научные симпозиумы и творческие конференции. Углубляется сотрудничество между кинематографистами социалистических стран в области совместного производства фильмов, кинотехники, технологии производства фильмов и кинопленки. В сотрудничестве с кинематографиями братских стран у нас создано более 70 художественных лент, десятки документальных и научно-популярных картин. Наряду с фильмами на военном («Туннель», «Единственная дорога», «Помни имя свое», «Майские звезды», «Солдаты свободы», «Через Гоби и Хинган») и историко-революционном материале («Олеко Дундич», «Большая дорога», «Псевдоним: Лукач», «Черные сухари», «Первый курьер», «Урок истории») выпускаются картины о современности («Под одним небом»), музыкальные, приключенческие ленты, фильмы для детей и юношества.