ИНТОНАЦИЯ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Любое высказывание произносится с какой-ли-бо интонацией. Различия в интонации зависят от изменений четырех акустических компонентов: основного тона голоса (чем чаще колебания голосовых связок, тем выше основной тон — в дальнейшем изложении просто: тон); интенсивности звучания (чем больше напряженность и амплитуда колебаний голосовых связок, тем больше интенсивность); длительности звучания (чем больше звуков произносится в единицу времени, тем меньше их длительность, тем быстрее темп речи); степени отчетливости тембра, т. е. качества звуков (чем напряженнее артикуляция, тем отчетливее тембр и его изменения, зависящие от эмоционального состояния говорящего, например в момент гнева, радости, недоумения, удивления) .

Изменение этих первичных компонентов интонации улавливают на слух и более точно вычисляют на специальной аппаратуре: осциллографах, интонографах, сонографах. Количественные измерения интонации дают линию бесконечных различий: выше—ниже, быстрее—медленнее, плавно—резко и т. д. Прислушаемся к звучащей речн. Нам встретятся предложения, которые могут иметь одинаковое синтаксическое строение и лексический состав, но разные значения, выражаемые интонацией. Например: Он здесь.— Он здесь?; Какой сегодня день?— Какой сегодня день! Такие оппозиции (противопоставления) предложений служат основанием для выделения того или иного типа интонации, количества их, подобно тому как оппозиции слов дом — дам, дам — там являются доказательством существования фонем <о — а>, <д — т> (см. Фонема).

При сравнении таких предложений ярко проявляются действия интонационных средств.

Первым таким средством являются типы интонации — интонационные конструкции (ИК). В русском языке можно выделить семь основных типов ИК. При их различении важно обратить внимание на интонационный центр (ударный слог главного по смыслу слова) и сравнить уровень тона и другие характеристики центра с предцентровой и постцентровой частью фразы, например:

ИК-1: гласный центра выделен нисходящим тоном:

Он вернулся. И Павел вернулся. Что передаст радио?

ИК-2: гласный центра выделен нисходящим тоном и усилением словесного ударения:

КогдА это было? КАк он плавает? Что передаст рАдио?

ИК-3: гласный центра выделен высоким восходящим тоном:

Он верну́лся? И Па́вел вернулся? Как он пла́вает? (Повтор.)

ИК-4: на гласном центра понижение тона, на постцентровой части повышение:

А де́вушек? А сколько там де́вушек? (Сопоставительный вопрос.)

Вместо схем можно использовать интонационную транскрипцию, в которой цифра обозначает тип ИК и место центра ИК:

IMAGE

Устанавливаются разнообразные связи формы и содержания в звучащей речи, нарушение этих связей воспринимается как неестественность и в сценической речи используется как прием комического.

Многообразные возможности интонации регулируются общей закономерностью. Если лексико-синтаксические средства выражают лишь часть возможных значений, то усиливается смыслоразличительная роль интонации — в этом случае замены одного типа ИК на другой ограниченны; например: Глубоко здесь. Глубоко здесь? Напротив, если лексико-синтаксические средства полностью выражают значение предложения, то интонация передает эмоционально-стилистические различия, возможна замена одного типа ИК на другой. Так, в предложении Ух и глубоко же здесь! сочетание ух, и, же + глубоко выражает высокую степень признака («очень»), поэтому допустимо употребление всех типов ИК: каждая из интонаций передает тонкие эмоционально-стилистические различия, но не сможет снять значение «очень».