Древнейшие и древние цивилизации Америки

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Появление человека на американской земле связано с миграционными процессами. Наиболее вероятный путь переселения: Чукотка—Берингов пролив (возможно, Берингов перешеек) — Аляска. Первые люди, появившиеся на континенте свыше 30 тыс. лет назад, занимались собирательством и охотой. Постепенно развитие производительных сил привело к так называемой неолитической революции, в результате которой главную роль начинает играть не присваивающее, а производящее хозяйство — земледелие. Истоки этой революции относятся примерно к 7-му тысячелетию до н. э. Окончательно же земледелие становится основой экономики в середине 3-го тысячелетия до н. э. в районе Аякучо (Перу), на рубеже 3—2-го тысячелетий до н. э. в Центральной Мексике (Теуакан), во 2-й половине 2-го тысячелетия до н. э. на северо-востоке Мексики (ныне штат Тамаулипас), в конце 2-го — начале 1-го тысячелетия до н. э. на перуанском побережье. Когда древнейшее население континента стало переходить к полевому земледелию, то почти единственным культурным злаком был маис.

Всю историю цивилизаций и государств, возникших в западном полушарии до 1492 г., можно поделить на два больших этапа: древнейший и древний.

Древнейшие цивилизации области Центральных Анд. Чавин.

Примерно во 2-й половине 2-го тысячелетия до н. э. складывается цивилизация Чавин (на северо-западной части современного Перу), просуществовавшая свыше 500 лет. В качестве основного строительного материала чавинцы использовали камень, в обработке которого они добились большого мастерства. Широкое применение в ремесленном производстве имели металлы: сначала — золото, позже — серебро и медь. Обширные торговые связи поддерживались с очень отдаленными районами, вплоть до Центральной Америки. В изобразительном искусстве чавинцев заметное место занимали образы кошачьих. Власть над огромной территорией, экономическое могущество, высокий престиж Чавина как культового центра, все большее сосредоточение исполнительной, законодательной и судебной власти в руках верховного правителя укрепляли представление о Чавине как о «мировом центре».

Паракас. С первых веков н. э. в Центральных Андах возникают новые цивилизации: Паракас, Наска, Мочика (позднее — ее прямой наследник Чиму), Тиауа-наку. Главные очаги цивилизации Паракас находятся к югу от современной перуанской столицы. На ранних ступенях развития Паракаса особенно сказывалось влияние Чавина, но и позже в изобразительном искусстве сохраняются мотивы кошачьих (ягуара) и кондора.

Для культуры Паракаса характерны ткани, привлекающие качеством, разнообразием и мастерством обработки, а также нанесенными на них сюжетами и узорами (изображения рыб, змеи, людей, обезьян, божеств, геометрические орнаменты и др.). Высоким был уровень хирургии с применением обезболивающих и обеззараживающих средств. Широко было развито земледелие (маис, фасоль, арахис).

Наска. Сохранив в преобразованном виде многое из паракасской культуры, Наска развила полихромную керамику, разнообразную по стилю и содержанию росписей. Одной из загадок этой цивилизации являются многочисленные геометрические линии, фигуры и орнаменты, прочерченные на земле. Некоторые линии достигают размеров до 8 км. Назначение «наземной живописи» не ясно. Ученые высказали много догадок и гипотез, согласно которым она могла представлять собой календарь, изображения ритуального или военно-ритуального характера и даже «следы космических пришельцев».

На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий н. э. насканская цивилизация сливается с культурой Тиауанаку — Уари.

Мочика. Хронологические границы цивилизации Наска почти полностью совпадают со временем становления и упадка самой северной перуанской цивилизации — Мочика (или Мучик), центром которой была долина Чикама. Основой хозяйства служило орошаемое земледелие (крупнейший канал достигал в длину 113 км). Высокого уровня достигли ремесло, металлургия и металлообработка. Выплавлялись и обрабатывались золото, серебро, медь и их сплавы. Проявили себя мочиканцы и как искусные градостроители, мастера керамики в виде скульптурных портретов, человеческих фигур-сосудов, покрытых рисунками, порой сложными и своеобразными. Вероятно, Мочика являлась раннего-сударственным образованием с высоким уровнем централизации управления, развитым военным делом.

Тиауанаку. Зародившись до нашей эры на территории Боливии, цивилизация достигла расцвета во 2-й половине 1-го тысячелетия н. э., распространившись (вместе с родственной ей культурой Уари) в обширных районах Боливии, Перу, Аргентины. Наиболее яркие памятники (район озера Титикака) — руины мегалитических сооружений, а также гигантские каменные изваяния. Основной строительный материал — андезит — доставлялся сюда на шотах по озеру Титикака. Типичным проявлением этой культуры стала также керамика своеобразной формы и росписи. Общественно-политический строй Тиауанаку может быть охарактеризован как раннеклассовое государство с высоким уровнем централизации.

Древнейшие государства Месоамерики. Месоамерика — обширная культурно-историческая область западного полушария.

Ольмеки. Многие ученые отводят ольмекской цивилизации роль «праматери мексиканской культуры». Наиболее вероятные даты ее существования: 1200—900 гг. до н. э. Археологический материал свидетельствует о наличии у ольмеков цифровой системы, календаря и иероглифической письменности. Гигантские базальтовые головы изображают круглоголовых людей с несколько приплюснутым носом, опущенными углами рта, толстыми губами.

Древнейшие государства майя. Первые города майя (Тикаль, Вашактун, Волантун и др.) появились уже в первые века нашей эры; позднее (5 в.) — Паленке, Копан, Йашчилан и др. Древнейшие города майя являлись, возможно, своеобразными небольшими рабовладельческими деспотиями восточного типа, религиозными и политическими центрами, объединявшими вокруг себя значительное количество сельскохозяйственных общин. Основной хозяйственной деятельностью населения было подсечно-огневое земледелие; проводилась также мелиорация заболоченных местностей. Из домашних животных майя знали индеек и особую породу собак, которых употребляли в пищу; побочными занятиями являлись охота, рыболовство, пчеловодство.

Иероглифическая письменность майя сохранилась на каменных стелах. Она использовалась и для написания «книг» (манускриптов, сложенных гармошкой и закрепленных с помощью дощечек и ремешков).

Теотиуакан. Время зарождения этой цивилизации относится ко 2 в. до н. э. Ее центр — город Теотиуакан по своей площади превосходил Рим времен империи. Сохранились пирамиды, имевшие культово-религиозное значение. Декоративный мотив, господствовавший в Теотиуакане, — пернатый змей, символ Кецалкоатла, бога и культурного героя (см. Мифология). Экономической основой было земледелие с использованием чинамп, т. е. насыпанных островков (реже — полуостровков) среди озер и болот. По своему общественному устройству Теотиуакан — предположительно теократия. Примерно в 7 в. н. э. цивилизация была разрушена «варварами» (племенами науа — тольтеками), пришедшими в долину Мехико с севера.

Тольтеки. Восприняв культуру своих предшественников, тольтеки построили новые города (Тула, или Толлан, Кукулькан и др.). Тула, ставшая столицей, достигла расцвета в годы царствования Топильцина, который в честь мифического героя и бога звался также Кецал-коатл (пернатый змей). Он правил в Туле (по разным Данным) с 873 (925, 977) по 895 (947, 999) г. н. э. Топильцин-Кецалкоатл — личность незаурядная не точько в древнеамериканской, но и в общечеловеческой ястории. Он всеми силами боролся против человеческих жертвоприношений, всячески старался утвердить принципы, сходные с теми, которые в мировой истории стали известны как принципы гуманизма, самосовершенствования человека, трудолюбия, верности и честности, познания, братства людей.

Борьба Топильцина-Кецалкоатла и его сторонников стала одним из основных факторов возникновения своеобразной концепции, выраженной термином «тольте-кайотль», олицетворяющей собой высокий культурный и морально-этический уровень. Это был своеобразный этносоциально-психологический стереотип, широко распространившийся как среди самих тольтеков, так и некоторых соседних этносов. Народы, пришедшие на смену тольтекам в Мексиканскую долину, долго еще считали культуру тольтеков своеобразным эталоном, к которому следует стремиться.

В сфере материальной культуры тольтеки проявили себя как прекрасные земледельцы. Археологический и графический (пиктографический) материал свидетельствует о наличии у них классов и государства.

К древнейшим цивилизациям относятся также сапо-текская, занимавшая территорию современного мексиканского штата Оахака с центром в Монте-Альбане; время ее существования 2—9 вв., и тотонакская на побережье Мексиканского залива с центром в Тахине (время ее расцвета примерно 600—900 гг.). Важнейший памятник этой цивилизации — пирамида в Тахине, который был, возможно, столицей государства. Основой экономики тотонаков было земледелие.

Древние государства и цивилизации области Анд. Тауантинсуйо («Империя инков»). Согласно одному из наиболее распространенных мифов древних кечуа, первые инки, дети Солнца и Луны, Манко-Капак и его жена Мама-Окльо, по повелению своих родителей шли от озера Титикака на северо-запад в поисках того места, где золотой жезл, данный им Отцом-Солнцем, войдет в землю. Достигнув такого места, они прекратили свои скитания, обучили местные племена кечуа ремеслам, искусствам и добрым обычаям и основали город Куско, ставший со временем столицей Тауантинсуйо (на языке кечуа «Страна четырех соединенных между собой частей света»).

Генетически цивилизация инков-кечуа (через ряд промежуточных культур) выходит к культуре Чанапата, существовавшей в долине Куско (Перу) с 4 в. до н. э. по 4 в. н. э. Цивилизация инков считается многими учеными общеперуанской (панперуанской) и даже общецентральноандской, поскольку она органически включала в себя множество элементов предшествующих цивилизаций и культур, а также покоренных народов. Хозяйственной основой инков-кечуа было земледелие (маис, картофель, кинуа — разновидность проса, тыквы, бобы, хлопок, бананы, ананасы и др.). Недостаток плодородных земель восполнялся строительством террас по склонам гор и сложных оросительных систем. Значительных масштабов достигло животноводство (ламы, гуанако, альпака). В самостоятельный род деятельности выделилось ремесло: гончарное дело (с использованием глазури и смальты), ткачество, красильное производство, обработка металлов и т. д. Инки практиковали переселение в город Куско искусных ремесленников из различных районов страны. Для мореплавания строились оснащенные большие плоты (бальсы) грузоподъемностью до нескольких тонн. Масштабы хозяйственной деятельности предопределяли значительные размеры прибавочного продукта, а тем самым расцвет высокой цивилизации. Мощеные дороги, протянувшиеся на тысячи километров; величественные храмы, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями; высокий уровень искусства мумифицирования; развитая медицина; «узелковое письмо» — кипу, обеспечивающее широкий поток информации, и иероглифическая тайнопись; хорошо налаженная система почтовой службы и оповещения с помощью скороходов — часки; четкая система воспитания и образования; скрупулезно разработанная жанрово-тематическая система поэзии и драматургии — основные проявления материальной и духовной культуры инков-кечуа. Общественный строй инков-кечуа представлял собой раннеклассовую рабовладельческую деспотию, возглавляемую Сапа-инкой (Единственным инкой), «сыном Солнца», сосредоточившим в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной, судебной и религиозной власти. Основной ячейкой инкского общества была община, которая практически превращалась в порабощенный коллектив. Тауантинсуйо — высшая точка классовых отношений и цивилизации древней Америки.

Царство Чиму. После падения гегемонии Тиауанаку— Уари на северо-западе Перу примерно на территории, занимаемой в древнейший период государством Мочика, возникает новое государственное образование — царство Чиму (Чимор). Традиции, зафиксированные в хрониках, увязывают возникновение нового государственного образования с появлением легендарного мореплавателя по имени Ньяймлап (вариант — Такайнамо), якобы обосновавшегося в речной долине Чимор (район города Трухильо), а по другим версиям — в долине Лам-баеке. Его потомки, покорив соседние речные долины, создали крупное государственное объединение, границы которого простирались от южной части нынешнего Эквадора и почти до местоположения современной перуанской столицы. Перуанские ученые относят момент возникновения чимуанского государства примерно к рубежу 13—14 в. н. э. Столицей был город Чан-Чан.

Хозяйственной основой царства Чиму было орошаемое земледелие (маис, картофель, фасоль, тыква, перец и др.). Специфическим видом ремесла в Чиму было изготовление одежды и украшений из перьев. Предполагается, что при несомненном политеизме чимуанцев основное, главенствующее место занимал культ Луны. Меньшее значение имели, но также были широко распространены культы моря и птиц.

Среди ученых преобладает мнение о складывании здесь, как и у инков, государства типа восточной деспотии. Между 1460 и 1480 гг. после долгого и упорного сопротивления правители Чиму должны были признать власть Верховного (Единственного) инки. Последний чимуанский царь Минчанкаман был уведен инками в Куско, где и умер. Инки назначили нового правителя, и какое-то время сохранялась определенная автономия Чиму в составе инкской «империи».

Древние цивилизации и государства Месоамерики. Майя. Одним из факторов, составивших в совокупности с другими причину падения древнейших государств-городов майя, было нашествие тольтеков. Однако пришельцы, видимо, не представляли собой однородную в этническом отношении массу, а часть из них, несомненно, относилась к языковой группе майя-киче. Роднило майя с тольтеками и то культурное наследие, которое было получено от ольмеков и которое в специфической форме было присуще каждой из этих групп.

Первоначально гегемония в этом объединении в течение двух веков принадлежала городу Чичен-Ица. В конце 12 в. Чичен-Ица подвергся разгрому, однако победитель, правитель города Майяпана, не сумел объединить под своей властью другие города. Вплоть до конца 13 в. Юкатан был объят раздорами и междоусобными войнами, пока пришедшая к власти в Майяпане династия Кокомов не сумела наконец установить гегемонию на большей части территории майя. В 1441 г. в результате восстания подчиненных городов и граэ£данской войны Майяпан был разрушен, и государство майя распалось на несколько отдельных городов-государств, между которыми продолжались войны и раздоры.

Каждый город-государство майя представлял собой маленькую рабовладельческую деспотию. Во главе его стоял правитель, царь, носивший титул Халач Виник («Великий Человек»). Эта должность была наследственной и, согласно традиции, переходила от отца к старшему сыну. Халач Виник сосредоточивал в своих руках неограниченную власть: законодательную, исполнительную (включая военную), судебную, религиозную. Его опорой был многочисленный чиновничий аппарат.

Как и в древнейших государствах майя, в период, предшествующий испанскому завоеванию, в хозяйственной деятельности продолжало доминировать подсечно-огневое земледелие, хотя уже использовались гидравлические сооружения, строились террасы. Определенное значение сохраняли охота, рыболовство и пчеловодство.

Основной социальной ячейкой общества оставалась территориальная община. Обрабатываемая земля распределялась на участки семейного пользования, однако при их обработке сохранялся принцип общинной взаимопомощи. Наряду с землей общего пользования некоторые участки (прежде всего занятые под культуры, не связанные с подсечно-огневым земледелием) стали переходить в личную собственность.

В общине майя к приходу испанцев уже далеко зашел процесс имущественной и социальной дифференциации (выделение жрецов, наследственных военных командиров и т. д.). Община в целом, как и в других древних государствах Америки, стала предметом эксплуатации со стороны рабовладельческого государства.

Помимо выплаты регулярных налогов правителям, поборов на содержание войска, «даров» жрецам широко практиковался неоплаченный труд общинников на строительстве и ремонте храмов, дорог, а также на полях, принадлежавших знатным лицам. За неуплату налогов общинников часто приносили в жертву.

Бог неба Ицамна рассматривался жителями всех городов-государств как верховное божество. Наряду с этим в каждом городе из сложного пантеона многочисленных богов выделялся какой-либо один в качестве главного.

Развитие производительных сил и связанное с этим накопление положительных знаний несомненно создавали возможность появления некоторых материалистических концепций. Однако в целом мировоззренческая система майя покоилась на религиозных понятиях и представлениях.

Одно из важнейших проявлений духовной культуры майя — процветавшее еще в древнейшую эпоху иероглифическое письмо, использовавшееся вплоть до прихода испанцев. Значительны были познания майя в области географии, математики и особенно астрономии. Они строили специальные обсерватории; астрономы-жрецы могли заранее предсказывать солнечные и лунные затмения, а также вычислять период обращения ряда орбит. Солнечный календарь майя был точнее современного европейского календаря. Значительны были также успехи майя в исторической науке.

Ацтеки. Прародиной ацтеков считался Ацтлан («место цапель»; отсюда само название). После долгих лет скитаний они в 12 в. появились в долине Мехико. На островах озера Тескоко ацтеки основали в 1325 г. город Теночтитлан (современный Мехико), ставший центром государственного образования. В 1427 г. в результате войн они подчинили долину Анауак, затем центральную и часть западной и южной Мексики. Наивысшего расцвета «царство» ацтеков достигло при правителе Монтесуме II (1503—1519).

Формально правитель ацтеков был всего лишь верховным племенным вождем. На деле же в его руках сосредоточивалась законодательная и исполнительная власть, он опирался на разветвленный чиновничий аппарат. Со временем все уменьшалось число лиц, принимавших участие в его выборах. Это были члены «Совета ораторов», состоявшего всего из 20 человек (впоследствии же число «выборщиков» сократилось до 4 человек). «Совет ораторов» постепенно утрачивает свою силу и уже не утверждает решений правителя. Власть последнего становится наследственной, и он превращается в неограниченного монарха типа восточного деспота.

Переходный характер ацтекского общества проявился также в формах и степени развития рабовладения. Дети рабов считались свободными, убийство раба было наказуемо. Источниками рабства были работорговля, порабощение за преступление и долговая кабала (включая самопродажу в рабство). Военнопленные формально не могли становиться рабами: их должны были приносить в жертву богам. Но к моменту появления в Мексике испанцев участились случаи покупки пленных для использования в хозяйстве или для личных услуг, а также практика их длительного использования на работах в храмовом хозяйстве. Кальпулли («Большой дом») — родовая организация ацтеков постепенно превращается в территориально-административную единицу.

Хотя ацтеки уже вступили на путь образования классов, процесс этот еще был далек от завершения, и большое значение имело разделение общества на касты.

Ацтекская культура впитала в себя многое из того, что было создано другими народами Мексики, задолго до ацтеков достигшими уровня цивилизаций (ольмеки, майя, миштеки, тотонаки и особенно тольтеки), а также покоренными этносами. В свою очередь, ацтеки внесли много нового в культурный комплекс Месоамерики. Если предшествующие ацтекам племена, переселившиеся в Мексиканскую долину, были вначале охотниками-собирателями, то ацтеки уже в «эпоху странствования» (1168—1325) были земледельческим народом. Они оседали временно в каком-то месте сроком от года до 28 лет, сеяли кукурузу и, лишь имея определенный запас продуктов, двигались дальше. Обосновавшись на островах озера Тескоко, ацтеки быстро добились значительных успехов в земледелии. Будучи ограничены территориально, они стали широко применять древнюю систему насыпных (реже плавучих) островов (чинампы). Скотоводством ацтеки практически не занимались, если не считать разведения собак (на мясо) и некоторых видов птиц (гусей, уток, индюков, перепелок). Определенное значение сохраняли рыболовство и охота. Ацтеки были прекрасными мастерами-ремесленниками. К приходу испанцев уже существовали специальности гончаров, ткачей, оружейников, каменщиков, металлургов, ювелиров, мастеров изготовления одежды и украшений из птичьих перьев и т. д. Широко была развита торговля, причем купцы, будучи «за рубежом», занимались не только куплей-продажей, но и шпионажем.

Многообразной и яркой была духовная культура ацтеков. Несмотря на то что у них, как и у других древнейших народов, преобладали религиозно-идеалистические воззрения, довольно сильны были элементы стихийного материализма и рационалистического подхода ко многим явлениям. Так, некоторые мифы олицетворяют в аллегорической форме борьбу четырех стихий — воды, земли, воздуха и огня, т. е. тех же самых, которые были известны на Древнем Востоке и которые оказали большое влияние на выработку материалистических течений у древних греков (см. Мифология). Высокого уровня достигли ацтекская поэзия, танцевальное искусство, архитектура, скульптура, живопись.

Завоевав значительные территории, ацтеки облагали местное население тяжелой данью. Этим, а также попытками подчинить себе новые земли ацтеки вызвали враждебное отношение к себе со стороны многих племен и народов. Помощь испанским войскам Кортеса, вторгшимся в страну (1519), оказалась решающим фактором поражения ацтеков, несмотря на героическое и длительное сопротивление (см. Великие географические открытия).