Домра

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Предки домры были известны еще в IV в. до н. э. в Древней Ассирии. Этот старинный щипковый инструмент под названием «танбур» проник в Россию через Персию, которая активно торговала с Закавказьем, Малой Азией. Инструменты, близкие русской домре, есть у многих народов СССР: у грузин — чонгури, у туркменов и узбеков — дутар, у таджиков — дутор, у башкир — думбыра, у казахов — домбра.

Домра была одним из любимых инструментов скоморохов — бродячих актеров и музыкантов. Играя на домрах разных размеров — домришке, домре басистой, они распевали шуточные и сатирические песни, в которых высмеивали представителей власти и духовенства, вельмож. За это скоморохи подвергались гонениям, а инструменты их уничтожались. В 1654 г. 5 доверху нагруженных народными инструментами возов были публично сожжены на берегу Москвы-реки. Поэтому к концу XVII в. домра вышла из употребления.

В 1895 г. в Вятской губернии обнаружили небольшой струнный инструмент с овальным корпусом. Он попал в руки В. В. Андреева, который в ту пору занимался восстановлением старинных народных музыкальных инстру ментов. В содружестве с композитором Н. П. Фоминым и мастером С. И. Налимо-вым Андреев разработал и сконструировал целое семейство трехструнных домр, создав из них (совместно с балалайками и гуслями) первый оркестр русских народных инструментов (см. Оркестр народных инструментов).

Современная домра имеет корпус в виде полушария или овальный, шейку с металлическими перегородками — ладами, расположенными в хроматической последовательности. Трехструнная домра настраивается по квартам, основной способ игры — удары или тремоло медиатором (плектром) по струнам. В оркестре преимущественно используются четыре разновидности трехструнных домр: пикколо, малая, альт и бас.

В 1908—1917 гг. исполнитель на домре, дирижер Г. П. Любимов вместе с мастером С. Ф. Буровым сконструировал и изготовил четырехструнную домру с квинтовым строем. Четырехструнных домр несколько: пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас.

У каждой домры свои преимущества: у четырехструнной больше диапазон, у трехструнной более мягкое благородное звучание. Современные исполнители-солисты играют на обоих видах домр: А. Цыганков, В. Круглов, Р. Белов — на трехструнной; Т. Вольская, Б. Михеев — на четырехструнной. Советские композиторы написали для домры целый ряд оригинальных произведений.