Генрик Ибсен (1828—1906)

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Выдающийся норвежский драматург, творчество которого оказало огромное влияние на драматургию и театр. С 15 лет он начал трудовую деятельность учеником аптекаря. Затем несколько лет занимался журналистикой. Но главным делом его жизни стал театр. В 1852—1856 гг. он руководил Норвежским театром в Бергене, а в 1857—1862 гг. — Норвежским театром в Христиании.

Драматургия Ибсена охватывает широкий круг тем. Он использовал материалы норвежской истории, народного творчества, опирался на традиции и сюжеты древнеис-ландских саг: исторические драмы «Каталина» (1850), «Фру Ингер из Эстрота» (1857), «Пир в Сульхауге» (1856), «Воители из Хельгеланда» (1857); философско-поэтические драмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867). Уже в этих пьесах появляется герой-индивидуалист, герой-одиночка, противопоставивший себя миру. Всемирную известность Ибсену принесли реалистические драмы, посвященные современности. Пьесы «Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» («Нора», 1879), «Привидения» (1881), «Доктор Штокман» («Враг народа», 1882) рисуют жизнь маленьких провинциальных городов, построенную на лжи, лицемерии, ханжестве. Они пронизывают общественную жизнь, на них строятся брак и отношения между людьми. Когда же кто-нибудь пытается сказать правду, его объявляют врагом общества.

Страстное обличение общественных пороков отличает героев Ибсена последних лет. Бунт героя направлен и против самого себя, против законов собственной природы, рабом которых он не желает быть: «Дикая утка» (1884), «Росмерсхольм» (1886), «Женщина с моря» (1888). Еще острее трагизм положения героев Ибсена, их одиночество показаны в таких пьесах, как «Гедца Габлер» (1890), «Строитель Сольнес» (1892), «Йун Габриель Боркман» (1896), «Маленький Эйольф» (1894), «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» (1899).

Крупнейший реформатор театра, Ибсен внес существенные изменения в драматургическую структуру пьесы, разрушил традиционный способ восприятия театрального произведения. Он стремился сделать зрителя соучастником спектакля, заставить его задуматься над происходящим на сцене.

Ибсен преодолел господствовавшую в современном ему театре «инерцию хорошего конца», отказавшись от испытанных столетиями благополучных финалов. Для Ибсена, обличавшего основы современного ему буржуазного общества — право, мораль, религию, важны были идеи, определившие характеры персонажей и их жизненные обстоятельства. Герои драм Ибсена внутренне динамичны и всегда находятся на пороге обретения своего нового «я».

Драматургия Ибсена дала начало новому направлению в мировом театре рубежа веков — новой драме, среди представителей которой были норвежец Б. Бьёрнсон, швед А. Стриндберг, немец Г. Гауптман, бельгиец М. Метерлинк, англичанин Б. Шоу, русские писатели А. П. Чехов и М. Горький.