Генеалогия

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Генеалогия (от греч. genos — род и logos — слово) относится к разряду специальных исторических дисциплин наряду с нумизматикой, сфрагистикой, геральдикой, дипломатикой и др. (см. Вспомогательные исторические дисциплины).

Один из первых русских генеалогов-теоретиков — Л. М. Савелов так определил значение этой дисциплины: «Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц».

Зарождение генеалогии теснейшим образом связано с возникновением классового общества. В условиях родового, а в дальнейшем классового общества возникла необходимость записывать родство вождей, царей и т. д. Известный немецкий теоретик генеалогии О. Форст-Баттаглия считал, что генеалогия так же стара, как и сама история. К числу древнейших памятников генеалогии он относил реестры египтян, рассказы Геродота, семейные известия римлян. Сюда же можно отнести и мифологические сказания индусов, ассирийцев, греков, где подробно излагаются все родословные связи богов, полубогов и героев (см. Мифология). Постепенно генеалогия освободилась от мифологических элементов. С развитием дворянского сословия в средние века, в эпоху феодализма, с появлением и закреплением правовых норм этого сословия, дававших целый ряд прав и преимуществ, генеалогия постепенно становится на научную основу. Большую роль в ее развитии сыграли рыцарские ордена: с этого времени генеалогические сведения начали принимать условную форму, получившую название генеалогического древа. Оно изображалось следующим образом: рисовался ствол дерева, у корня помещался герб лица, вступившего в орден, ствол делился на две главные ветви, на которых помещали справа герб отца, слева герб матери, потом каждая ветвь делилась еще на две ветви с гербами деда и бабки с отцовской и материнской стороны и т. д. Обыкновенно для вступления в орден требовалось 8 гербов с каждой стороны. Постепенно к изображению гербов начали прибавлять сведения о данном лице.

В России уже в древнейших летописях содержатся перечисления великих и удельных князей, в Новгородских летописях даны списки посадников и других должностных лиц, содержащие генеалогические сведения. Большую роль в развитии русской генеалогии сыграло местничество. Представители великокняжеского, а затем и царского двора и Боярской думы постоянно участвовали в спорах о знатности и родовитости своих предков, стремясь занять более видное место при дворе. С конца 15 в. в актах попадаются родословные указания, а в 1-й половине 16 в. составляются первые частные родословцы — книги, заключавшие списки лиц одной фамилии или нескольких родственных по порядку нисходящих поколений (от деда к сыну, внуку и т. д.). При уничтожении местничества в 1682 г. была учреждена «Родословных дел палата», просуществовавшая до 1700 г. Там была составлена так называемая «Бархатная книга», куда вошли наиболее знатные фамилии. В 18 в. в России создается герольдмейстерская контора при Сенате, позднее переименованная в Департамент герольдии. Это учреждейие ведало вопросами о принадлежности к дворянству, присвоении гербов, составлением списков дворян. Департамент герольдии просуществовал вплоть до 1917 г.

В настоящее время генеалогия продолжает служить исторической науке. Ее материалы используют не только историки, но и литературоведы, искусствоведы и музейные работники, например, при атрибуции портретов неизвестных лиц.


Генеалогия — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю разных семей.

На Руси слово «генеалогия» в составе греческих рукописей стало известно в XI в. при Ярославе Мудром и было переведено как «родословие», т. е. «учение о происхождении». Первые сведения о происхождении племен и народов, правящих династий, отдельных семей появились уже в «Повести временных лет». Это рассказ о происхождении славянских народов от сыновей Ноя, о приходе в Киев Рюрика, родоначальника всех русских князей (см. Династия Рюриковичей).

Русские родословия, систематически создававшиеся с XVI в., — это росписи мужских потомков, непрерывный список лиц, начиная с князя Рюриковича, основателя династии или выехавшего к такому князю родоначальника боярского рода. Заканчивался документ обычно именами лиц, составивших роспись рода. В случае распада рода на несколько самостоятельных семей в росписи их пытались объединить, чтобы сородичи в случае необходимости могли доказать единство своего происхождения. Если какие-то ветви рода к моменту создания росписи пресеклись, т. е. остались без мужских потомков, после имени последних мужчин добавлялось слово «бездетен», чтобы к древнему роду не могли приписаться чужеродцы. Такие документы имели чисто служебный характер, в них не записывали имена женщин, лишь иногда делались пометы о удачных браках (например, замужество с представителем великокняжеской семьи). Порой встречались записи о службе предков бояр великим князьям. Из таких родословных создавались книги — родословцы. Самым известным в XVI—XVII вв. был Государев родословец, составленный в 1555 г., где записаны родословия самых знатных семей России того времени.

Постепенно во второй половине XVI в. росписи стали превращаться в небольшие истории рода: не только записывалось упоминание об участии предка в сражении, но и отмечалось, как он геройски сражался. Так, Нащокины составили и записали рассказ о том, как их предок, сражаясь в Твери с монголами, был ранен в щеку: от этого и пошла их фамилия.

Позднее такие родословные рассказы становились более подробными: они описывали уже не только приезд родоначальника в Россию, а повествовали о службе пращуров другим государям, иногда даже с античности. Появилась потребность вписывать генеалогию своей семьи в историю других стран Европы. Так, Корсаковы, доказывавшие, что их предки выехали в Россию из Рима, подали прошение добавить к своей фамилии еще одну — Римские. Получив на это разрешение, Римские-Корсаковы в 80-е гг. XVII в. написали историю семьи, где доказывали, что ведут свой род от одного из греческих героев — Геракла, чьи потомки обосновались на острове Корсика. Для создания подобных историй рода привлекались польские хроники, исторические произведения различных авторов, в том числе и античных историков — Тацита, Геродота. Через генеалогическое исследование русские дворяне знакомились с историческими традициями других европейских стран, в результате чего в общественном сознании складывалась идея об общности исторического развития и давних культурных связях между различными народами Европы. Зарождение этих идей в преддверии петровских реформ способствовало, по всей вероятности, проведению реформ, в частности и в области создания родословий уже в XVIII в.

Ранние русские росписи, создаваемые для доказательства прав семьи занимать те или иные государственные и придворные должности, были гораздо скромнее европейских генеалогий.

В Европе родственные связи семьи чаще всего изображались графически, в виде родословного древа. В корнях родословного древа помещался родоначальник семьи, а на ветвях в определенной последовательности — его потомки, часто с женами или мужьями. Для оформления такого древа разрабатывалась специальная символика: различной формы щитки, на которых записывались имена мужчин и женщин; такие щитки раскрашивались разными цветами, чтобы указать сыновей и дочерей, их жен и мужей. Уже по форме и цвету изображений можно было определить, принадлежит записанный на щитке человек к данной семье или связан с ней узами брака; есть потомки у этого члена семьи или нет. Генеалогические древа, иногда украшенные гербами и портретами, были очень красочными. В России родословные древа не привились. Лишь в XVII в., когда семьи разрослись, в родословных росписях иногда рисовались маленькие графические схемы, чтобы было проще разобраться в степени родства между отдельными лицами.

В России родословные росписи были официальным документом, необходимым для обоснования прав на должность. И для упорядочения сведений о родственных отношениях после отмены местничества в 1682 г. была создана Палата родословных дел. Работавшие там дьяки должны были собирать родословные росписи у дворян, проверять их достоверность и составлять новые родословные книги, отражавшие сложившуюся сословную структуру общества. В петровское время вместо Палаты создается в 1721 г. Герольдия при Сенате, которая вела дела о дворянстве русских семей, выдавала соответствующие документы, устраивала смотры недорослей, определяла их на службу и, согласно Табели о рангах, признавала дворянство тех, кто дослужился до соответствующего чина (см. Чины, звания, титулы). Но уже в XVIII в. на территории Российской империи одно учреждение не могло выполнять все эти функции. При проведении губернской реформы при Екатерине II в каждой губернии создавалось дворянское собрание, в его обязанности входило записывать всех проживающих на данной территории дворян в особые родословные книги, выдавать свидетельства о дворянстве, принимать в свою корпорацию тех, кто дослужился до дворянства. Губернское собрание отчитывалось перед Герольдией.

В XVIII в. генеалогия находит применение в научных исторических трудах. В XIX в. появляется большое количество работ, посвященных истории различных дворянских семей, издаются исторические документы, родословные справочники. В 1898 г. в Санкт-Петербурге организуется Русское генеалогическое общество, в 1904 г. — Историко-родословное общество в Москве. Они имели свои печатные органы. Занятия генеалогией объединяли профессиональных историков и любителей, собирающих материалы по истории своей семьи. В многочисленных журналах, издававшихся в России, появились генеалогические рубрики, где печатались различные материалы по истории русского дворянства. Гораздо хуже была разработана генеалогия купечества и других податных сословий. После 1917 г. активные генеалогические поиски затухают: из жизни уходят люди, ими занимавшиеся, а из исторической науки — темы, требовавшие генеалогических изысканий.

В 1980-е годы генеалогия вновь возрождается как знание истории своей семьи, знание своих предков. Создаются общественные организации, куда входят потомки русских дворян и купцов: их объединяет во многом интерес к генеалогии. Среди других гуманитарных наук генеалогия оказалась наиболее близкой к компьютерной технике, поэтому сейчас создаются банки генеалогических данных. В Москве вновь появилось Историко-родословное общество, а в Санкт-Петербурге при Российской национальной библиотеке создан Институт генеалогических исследований. С 1993 г. в Екатеринбурге стал выходить научный журнал «Историческая генеалогия». Как и в прошлом, занятия историей своей семьи приводят к тому, что люди начинают больше интересоваться историей страны: ведь именно в генеалогическом поиске общественное сознание смыкается с профессиональным исследованием историка.