Гекзаметр и пентаметр
Гекзаметр и пентаметр — стихотворные размеры, наиболее употребительные в античной поэзии и в подражаниях ей. Гекзаметром писались преимущественно большие поэмы («Илиада», «Энеида», «Метаморфозы»), гекзаметром в чередовании с пентаметром — небольшие поэмы, элегии и эпиграммы. Такое сочетание — строка гекзаметра, строка пентаметра — называлось «элегический дистих», т. е. «элегическое двустишие»; отдельно пентаметр не употреблялся.
В русской поэзии гекзаметр долго не прививался — казался тяжел и неуклюж. Отношение к нему переменилось, лишь когда Н. И. Гнедич в 1829 г. опубликовал свой перевод «Илиады» гекзаметром:
- Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
- Грозный, который ахеиянам тысячи бедствий содеял…
А. С. Пушкин откликнулся на этот перевод двумя «элегическими дистихами» (один — почтительный, другой — шутливый):
- Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;
- Старца великого тень чую смущенной душой.
- Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера,
- Боком одним с образцом схож и его перевод.
В русском стихосложении гекзаметр и пентаметр звучат 6‑ударным дольником (см. Дольник): в каждой строке по 6 сильных (ударных) мест, а объем слабых (безударных) промежутков между ними то 1, то 2 слога («Крив был Гнедич поэт…»); только в середине пентаметра появляется промежуток в 0 слогов, стык ударения («…тень / чую..»). Но в подлинном своем греческом и латинском звучании эти размеры выглядели иначе.
В античной поэзии стих упорядочивался не расположением ударных и безударных слогов, как в русской, а расположением долгих и кратких слогов — не силой, а количеством звука; это было количественное (квантитативное, или чисто метрическое) стихосложение. Считалось, что долгий слог (знак –) звучит вдвое дольше краткого (знак ⋃), и поэтому пара коротких слогов может быть заменена одним долгим, как ноты в музыке: например, стопа дактиля –⋃⋃– стопой спондея — —. Гекзаметр («шестимерник») состоял из 6 таких взаимозаменяемых стоп с цезурой (обязательным словоразделом) посредине третьей стопы:
А пентаметр («пятимерник») получался из дважды повторенного первого полустишия гекзаметра:
Если посчитать, то получится: строка гекзаметра, из скольких бы слогов она ни состояла, всегда равна 24 кратким «нотам», а строка пентаметра — 20 кратким «нотам» (6 и 5 четырехнотных «мер», отсюда названия). В русском гекзаметре строки неравносложны, и только; в греческом и латинском они неравносложны и в то же время равнодлительны, поэтому в оригинале он звучит плавнее и ровнее, чем в переводах и подражаниях.
Кроме античной поэзии квантитативное (метрическое) стихосложение господствовало в арабо-персидской и в санскритской поэзии; но там, конечно, схемы господствующих размеров были другие.