Внешняя политика дореволюционной России

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

В конце XV — начале XVI в. при великом князе всея Руси Иване III в основном завершилось формирование национальной территории вокруг Москвы и было свергнуто ордынское иго (см. Ордынское иго и его свержение).

Международная политика и дипломатия новой державы уходили корнями в прошлое — во времена Древней Руси и феодальной раздробленности (см. Русь в IX — начале XII в.): от первых посольств и походов легендарных киевских князей Аскольда и Дира, а также Олега, Игоря, Святослава и заключенных ими международных договоров Руси до поры зрелости древнерусской дипломатии при Владимире Святославиче и Ярославе Мудром. Тогда же зародились ее геополитические интересы. Положение Древнерусского государства на востоке Европы и на стыке различных цивилизаций предопределило его контакты с Византией и европейскими странами, с одной стороны, и кочевыми народами Востока, с другой. Сходство социально-экономического строя, этническая близость с некоторыми западными соседями (Польшей, Чехией), заимствованная у Византии христианская религия, а также торговые интересы сближали Русь с Европой. В отношениях с Византийской империей и европейскими государствами она прошла первую дипломатическую школу, дополняемую в то же время опытом общения с кочевниками южнорусских степей (см. Печенеги и половцы). В последующий период вассальная зависимость Руси от Золотой Орды привела к усилению азиатского влияния. Русской дипломатии вслед за византийско-европейской школой пришлось пройти класс азиатско-монгольских хитростей.

Историческая заслуга Руси перед Европой состояла в том, что она принимала на себя удары приходивших из Азии завоевателей. В XIII в. Русь ценой рек крови и опустошительного разорения поглотила монгольское нашествие и спасла западную цивилизацию. Европа отплатила обескровленной стране походами на Новгородскую землю Швеции и Ливонского ордена, а позднее захватом западных и южных земель Руси Литвой, Польшей и Венгрией (см. Борьба Руси с немецкими и шведскими феодалами в 13 в.).

Внешнюю политику России после создания централизованного государства (см. Образование Русского централизованного государства) правомерно подразделить на следующие хронологические этапы: 1) конец XV—XVII в.; 2) XVIII в.; 3) первая половина XIX в.; 4) вторая половина XIX в.; 5) конец XIX в. — 1917 г.

В конце XV—XVII в. наша страна решала на международной арене большие и сложные задачи, призванные оградить ее национальные интересы. Речь шла прежде всего о возвращении «киевского наследия», т. е. объединении восточнославянских земель. Эта цель была в основном достигнута во второй половине XVII в., когда усилия Московского государства слились с национально-освободительной борьбой украинского и белорусского народов, возглавленной Б. Хмельницким (см. Воссоединение Украины с Россией). Другая насущная задача состояла в защите пределов страны от грабительских набегов наследников Золотой Орды — Казанского и Астраханского ханств и вассала Турции — Крымского ханства. Серьезные успехи были достигнуты при Иване IV Грозном, когда удалось присоединить Казанское и Астраханское ханства, установить контроль над Волжским торговым путем и создать условия для продвижения в Сибирь и на Дальний Восток (см. Сибири и Дальнего Востока освоение). Гораздо труднее складывалась ситуация на юге, где за спиной Крымского ханства стояла могучая Османская империя. Предметом растущего внимания московского правительства стало также преодоление сложившейся изоляции от Европы и поисков выхода к Балтийскому морю. Однако усилия в этом направлении — Ливонская война при Иване IV и 1-я Северная война при Алексее Михайловиче — оказались безуспешными (см. Русско-шведские войны XVI—XIX вв.). Внешняя политика велась не только с помощью оружия, но и мирными средствами: путем активной дипломатической переписки, частого обмена посольствами, заключения соглашений.

Русскому государству приходилось отстаивать свой международный статус. Фактически со времени приобретения независимости оно являлось великой державой восточноевропейского масштаба, т. е. страной, без участия и учета интересов которой не могли решаться проблемы региона. Но признание этих прав потребовало настойчивых усилий. Брак Ивана III с Софьей Палеолог, венчание Ивана IV на царство, учреждение в России патриаршества лишь наиболее заметные проявления этой борьбы. В начале XVII в. Польша и Швеция воспользовались Смутным временем для интервенции и захвата части русских земель. Россия сумела восстановить свои международные позиции лишь во второй половине XVII в. В течение XV—XVII вв. оформились дипломатическая практика и протокол, определенные традиции, которые накапливались внешнеполитическим ведомством — Посольским приказом.

XVIII столетие стало для России временем исторического рывка вперед. Она сумела решить важные национальные задачи — преодолела изоляцию, вышла к Балтийскому и Черному морям, расширила политические, экономические и культурные связи с Западом. Страна превращалась в многонациональную империю, занявшую достойное место среди великих держав. Определились главные внешнеполитические приоритеты в Европе и Азии, получившие развитие и в дальнейшем. Национальная политика России начинала в ряде случаев перерастать в имперскую.

Целый ряд внешнеполитических акций России имел большое международное значение. В первой четверти XVIII в. она в длительной, тяжелой борьбе подорвала силы агрессивного Шведского королевства Карла XII. В середине столетия, участвуя в Семилетней войне, Российская империя сыграла важную роль в пресечении завоевательных замыслов Фридриха II Прусского. Победы над Турцией в последней трети века открыли черноморские проливы для русского торгового судоходства и позволили нашей стране оказывать покровительство порабощенным османами христианским народам Балканского полуострова. В 1780 г., в период борьбы североамериканских колоний за независимость, она выступила с «Декларацией о вооруженном нейтралитете», призванной ограничить не регулируемое никакими нормами хозяйничанье британского флота на морях. Из неевропейских акций отметим принятие Россией под свой протекторат в 1783 г. Картлийско-Кахетинского царства (Восточная Грузия) и части Казахстана, спасавшихся от персидско-турецкой и джунгарской агрессии, а также основание Русской Америки.

Успехи России на мировой арене достигались по преимуществу военно-феодальными методами, требовали от страны постоянного напряжения, больших человеческих жертв и огромных военных расходов, что ложилось тяжелым бременем на народные массы.

Первая половина XIX в. была для Российской империи временем победы над Наполеоном, достижения зенита ее могущества в Европе, а затем тяжелой неудачи в столкновении с европейской коалицией (см. Отечественная война 1812 г.).

В 1801—1815 гг. Россия сыграла важнейшую роль в пресечении стремлений наполеоновской Франции к гегемонии в Европе и на Ближнем Востоке. Венский конгресс победителей и созданный тогда же по инициативе Александра I Священный союз монархов стремились установить порядок, призванный предотвратить повторение катаклизмов, подобных Французской революции и наполеоновской агрессии. Венская система сочетала в себе элементы международно-правового регулирования с консервативными, охранительными тенденциями. Последние усиливались в связи с революциями 20-х, 30-х и 40-х гг. в Европе. Русское самодержавие проявило себя здесь как контрреволюционная сила, подавив в 1831 г. польское восстание, а в 1849 г. — венгерскую революцию.

Начиная с 20-х гг. все большее значение во внешней политике России приобретал восточный вопрос, включавший политику на Балканах и статус черноморских проливов, помощь православным народам в борьбе против османского ига. Усилия России способствовали приобретению независимости Грецией и автономии Сербией. Был установлен международный режим проливов, предусматривавший свободу торгового судоходства и закрытие их для военных судов иностранных государств. Параллельно в результате войны с Персией (см. Войны России с Персией в XVIII—XIX вв.) Россия утвердилась в Закавказье, в связи с чем активизировала усилия с целью подчинения непокорных народов Северного Кавказа, стремившихся отстоять свою независимость. Началась длительная Кавказская война, принесшая немало жертв и потерь (см. Кавказа присоединение к России).

Внешнеполитические успехи придали самоуверенности Николаю I, который решил приступить к разделу наследства «больного человека», каким он считал Турцию. Однако на пути его замыслов стала коалиция западных держав, опасавшаяся усиления могущества России. Крымская война, вскрывшая всю ее экономическую, социальную и военную отсталость, закончилась поражением и тяжелым Парижским миром 1856 г. (см. Россия в царствование Николая I).

Во второй половине XIX в. внешняя политика России определялась новой ситуацией на международной арене, а также капиталистическими преобразованиями внутри страны (см. Капитализм в России). Требовалось обеспечить передышку для проведения буржуазных реформ и реорганизации вооруженных сил (см. Александр II и реформы 60—70-х гг. XIX в.). Нужно было выйти из изоляции перед лицом антирусской «крымской системы», созданной державами-победительницами. Россия не могла долго переносить опасное и унизительное положение, в которое поставил ее Парижский мир 1856 г. так называемой нейтрализацией Черного моря. Новое значение приобрел азиатский театр внешней политики, где можно было достигнуть успехов малыми силами.

Российская дипломатия добивалась решения своих задач в Европе сначала попыткой сближения с Францией, а когда это не удалось — с Пруссией. В 1871 г. Россия использовала удобный момент, чтобы отменить статьи Парижского мира, ограничивавшие ее права на Черном море. Но этот успех был куплен дорогой ценой объединения Германии вокруг милитаристской Пруссии, что изменило обстановку в Европе и положение самой России в неблагоприятную сторону. Первоначально выход был найден в сближении с Германией и Австро-Венгрией (Союз

трех императоров). Но когда Германия в 1882 г. возглавила мощную группировку держав — Тройственный союз, русская дипломатия пошла на заключение союза с Францией.

На Дальнем Востоке в 50—60-е гг. Россия путем договоров с Китаем укрепила свои позиции в Приамурье и Приморье. В 1875 г. были урегулированы территориальные споры с Японией. Объектом преимущественно военной экспансии царизма стала Средняя Азия, где Россия значительно расширила свои пределы и установила протекторат над Бухарой и Хивой (см. Средней Азии присоединение к России).

На Балканском полуострове подъем освободительной борьбы народов и обострение противоречий держав привели в 1877 г. к новой русско-турецкой войне (см. Русско-турецкие войны XVII—XIX вв.). Длительная схватка закончилась победой русского оружия. Однако вмешательство европейских великих держав лишило Россию части плодов ее усилий. Одним из результатов этой войны стало получение независимости Сербией, Румынией и Черногорией, возникновение автономного Болгарского княжества, расширение территории Греции.

В конце XIX—XX в. (до Октябрьской революции 1917 г.) внешняя политика России характеризовалась нестабильностью, связанной с кризисным развитием международных отношений, перегруппировкой сил держав и внутренними событиями. После ближневосточного кризиса середины 90-х гг. русское правительство постаралось законсервировать положение на Балканах, договорившись с Австро-Венгрией о поддержании статус-кво, и перенесло центр тяжести усилий на Дальний Восток. Там неподготовленное столкновение с Японией, поддержанной Англией и Соединенными Штатами, закончилось тяжелым поражением, которое стимулировало начало первой русской революции (см. Русско-японская война 1904—1905 гг., Революция 1905—1907 гг.).

После революции Россия проводила политику соглашений и балансирования, стремясь обеспечить передышку и остаться в стороне от назревавшего англо-германского столкновения. Однако имперские великодержавные интересы правящих кругов, сближение союзницы России Франции с Англией, вызывающая политика Германии и Австро-Венгрии не позволили сколько-нибудь долго уклоняться от участия в борьбе держав. Сыграла свою роль и возросшая финансовая зависимость России от Франции и Англии. В результате Россия, хотя и не сразу, оказалась в рядах Тройственного согласия, а в 1914 г. в составе этой группировки вступила в войну с германо-австрийским блоком.

Россия являлась одним из главных участников первой мировой войны, а Восточный фронт внес выдающийся вклад в конечную победу Антанты. В годы войны царское правительство заключило с Францией и Англией ряд секретных договоров о переделе мира, включая соглашение 1915 г. о переходе к России Константинополя (Стамбула) и проливов. Однако для России, не завершившей к началу схватки ни общей модернизации, ни специальной военной подготовки, война оказалась непосильным испытанием. Социальные интересы возобладали над национально-государственными задачами в их имперской трактовке.

В феврале 1917 г. под натиском революции рухнуло самодержавие (см. Февральская революция). Временное правительство продолжало войну и стремилось сохранить в силе договоры о переделе мира, хотя становилось все яснее, что союзники не хотят платить по векселям, выданным царскому правительству. Октябрьская революция 1917 г. положила конец прежней внешней политике. Продолжателями последней еще некоторое зремя выступали белогвардейские правительства А. В. Колчака и А. И. Деникина. Однако и в советскую эпоху сохранились традиционные геополитические интересы нашей страны, возникшие в далеком прошлом.