Веселовский Александр Николаевич

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

А. Н. Веселовский (1838–1906) был историком и теоретиком литературы. По окончании Московского университета он, владея многочисленными иностранными языками, увлеченно и тщательно изучал фольклорные и литературные произведения в Испании, Германии, Чехии, Италии (1859–1869). Его магистерская диссертация «Вилла Альберти. Новые материалы для характеристики литературного и общественного перелома в итальянской жизни XIV — XV столетий» была первоначально опубликована на итальянском языке, а затем вышла и в России.

В то время наука о литературе искала новые пути исследования, формировался сравнительно-исторический метод в литературоведении, который наиболее полное выражение нашел в докторской диссертации Веселовского «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине» (1872). С 1872 г. Веселовский — профессор Петербургского университета, с 1880 г. — академик.

Ученый стремился установить единые закономерности историко-литературного процесса. Этапы возникновения и развития литературных явлений во всем мире предстают в трактовке Веселовского как отражение истории общественной мысли. На протяжении всей своей деятельности он отстаивает теорию «исторических начал» фольклора, что гораздо глубже и вернее концепций мифологической школы. Настоящим научным подвигом Веселовского явилось создание им основ исторической теории словесного искусства, объяснение его происхождения и развития в эпоху первобытнообщинного строя. Историзм, огромная эрудиция, глубина исследовательской мысли привлекают и в трудах ученого 1890–1900‑х гг. о литературе итальянского Возрождения, о творчестве А. С. Пушкина, В. А. Жуковского.

В основе сравнительно-исторических трудов Веселовского — сопоставление сходных литературных явлений у разных народов, причем не только передовых в культурном отношении, но и находящихся на ранних стадиях развития. Так, в своей докторской диссертации ученый сравнивает индийские сказания о Викрамадитье, монгольские — об Арджи-Борджа, легенды персидской «Авесты», повести о Соломоне, представленные в разных литературах, и т. п. Сходство этих и им подобных явлений А. Н. Веселовский объяснял их связанностью с одинаковыми стадиями общественного развития. Отсюда — возможность не только заимствования мотивов и сюжетов, но и их самостоятельного зарождения у разных народов и этнических групп.