Вера Фёдоровна Комиссаржевская (1864—1910)

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

«Я вспоминаю ее легкую, быструю фигурку в полумраке театральных коридоров... ее печальные и смеющиеся глаза, требовательные и увлекательные речи. Она была вся мятеж и вся весна», — писал о Комиссаржевской А. А. Блок. Выдающаяся русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская чутко откликалась на злободневные вопросы своего времени — конца XIX — начала XX столетия. Она щедро и безоглядно отдавала себя сцене и наделяла своих героинь собственным выстраданным душевным опытом. В творчестве Комиссаржевской преобладало не перевоплощение, а личное исповедническое, лирическое начало. Ее игра отличалась особой драматической глубиной, тонкостью.

После первых успехов в провинции (Новочеркасск, Вильно) Комиссаржевская поступает на сцену Александринского театра в Петербурге (ныне Ленинградский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина). В ролях Рози («Бой бабочек» Г. Зудермана), Ларисы («Бесприданница» А. Н. Островского) в полную силу прозвучали новые, не свойственные актерам Александринского театра темы и интонации. Хрупких, незащищенных героинь Комиссаржевской отличали бескомпромиссность и стойкость, они не могли примириться с несправедливостью, фальшью жизненных обстоятельств. «Защитница прав человеческих», актриса становится кумиром студенчества, передовой демократической публики.

Комиссаржевская первой сыграла Нину Заречную в «Чайке» А. П. Чехова и была единственной в труппе Александринского театра, кто оценил новаторство чеховской драматургии.

В 1902 г. Комиссаржевская покидает Александринскую сцену и в 1904 г. создает собственный театр, театр передового, современного репертуара. Он открылся накануне первой русской революции. «Развернутое ветром знамя», — скажет о Комиссаржевской Блок. Мятущийся, тревожный дух ее героинь — Норы (в пьесе Г. Ибсена), Варвары Басовой (в «Дачниках» М. Горького), бросавших вызов буржуазной ограниченности, пошлости, обыденности, воспринимался зрителями как выражение настроений и чаяний революционной эпохи. В эти годы актриса читает с эстрады «Песню о Соколе», «Песню о Буревестнике» М. Горького, дает концерты в пользу бастующих революционеров.

После разгрома революции, когда был запрещен почти весь репертуар театра Комиссаржевской, актриса мучительно ищет новых путей в искусстве. Она приглашает В. Э. Мейерхольда, поставившего на сцене ее театра «Жизнь человека» Л. Н. Андреева, «Балаганчик» А. А. Блока, «Сестру Беатрису» М. Метерлинка.

В 1910 г. во время гастролей в Ташкенте Комиссаржевская внезапно умерла от черной оспы.

Вера Федоровна Комиссаржевская была ярчайшей выразительницей новых художественных устремлений своего времени. Ее мятежное, проникнутое поисками нравственного идеала искусство стало важным этапом в развитии русского театра.