Бертольд Брехт (1898—1956)

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Выдающийся немецкий драматург, писатель, режиссер и теоретик театра, Брехт был одной из наиболее значительных личностей в мировом театральном искусстве второй половины XX в. Оригинальность и глубина художественного мышления Брехта стали своего рода эталоном прежде всего того направления в искусстве театра, которое в значительной мере опирается на его интеллектуальную сторону.

Когда в 1918 г. студент медицинского факультета Мюнхенского университета, сочинявший стихи еще в гимназии родного Аугсбурга, познакомил со своими первыми драматическими опытами известного писателя Лиона Фейхтвангера, тот был поражен удивительной самобытностью начинающего драматурга. Столь же отчетливо после первых постановок брехтовских пьес в Баварии и переезда в 1924 г. в Берлин выявился и основной пафос творчества Брехта — активное неприятие реакционных стереотипов буржуазного общества. Поэтому естественно возникло сотрудничество Брехта с Э. Пискатором (см. Политический театр). Популярность драматурга рождается в 1928 г. с постановки «Трехгрошовой оперы», написанной им в содружестве с композитором К. Вейлем (1900—1950). «Трехгрошовая опера» вскрывала истинные основы морали капиталистического строя.

Изучение основ научного коммунизма заставило Брехта искать театр, который бы не просто объяснял мир, но и способствовал его переустройству. Постепенно, начиная с так называемых «поучительных пьес» (среди них оригинальная инсценировка романа М. Горького «Мать»), используя опыт мирового прогрессивного, в том числе и революционного рабочего, театрального искусства, Брехт создает эпический театр. Под этим он понимал не столько проникновение эпических элементов в драму (в силу чего постановка ее становилась своего рода рассказом, повествованием о протяженном во времени событии, своего рода эпопеей), сколько стремление создать «философский театр», под которым Брехт понимал «интерес к поведению и мнениям людей».

Брехту важно было сосредоточить внимание на главном тезисе: судьба человека — это сам человек. Необходимо вскрыть сложную диалектику истории, состоящую в том, что именно человек в конечном счете создает те исторические закономерности, которые затем становятся определяющими в жизни каждого человека. Театр, полагал Брехт, не теряя занимательности, даже развлекательности, должен убедить зрителя в главном: человек не только способен, но и обязан совершенствовать общество.

Реализации этого замысла была подчинена вся жизнь Брехта. Постепенно он выработал своеобразный вид драмы — параболу, т. е. развернутую, богатую событиями притчу. С ее помощью Брехт выносил на сцену конфликты поистине глобального характера: человек и война («Мамаша Кураж и ее дети», 1939), человек и наука («Жизнь Галилея», 1938—1939), человек и закон («Кавказский меловой круг», 1945), человек и мораль («Добрый человек из Сезуана», 1940), человек и история («Дни Коммуны», 1949), человек и фашизм («Страх и отчаяние в Третьей империи», 1938; «Карьера Артуро Уи», 1941).

Вынужденные эмигрировать из Германии в 1933 г., после прихода гитлеровцев к власти, Брехт и его жена Елена Вейгель, выдающаяся актриса нашего времени, продолжали антифашистскую деятельность сперва в европейских странах, затем в США, откуда они вернулись на родину в 1948 г. Однако за 15 лет эмиграции Брехт не смог перепроверить на практике свои драматургические и театральные открытия, остававшиеся чистой теорией. Это удалось ему только с открытием «Берлинер ансамбля». Именно «Берлинер ансамбль» выявил и новое назначение брехтовского эпического театра в условиях, когда «трудности покорения вершин уже позади, впереди — трудности покорения равнины».

Выдающийся художник, Брехт был и крупным общественным деятелем, членом Всемирного Совета Мира. В 1954 г. он был удостоен Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Великую миссию борьбы за мир Брехт органически связывал с миссией театра в наши дни: «Театр этих десятилетий должен массы развлекать, поучать и воодушевлять. Он должен создавать произведения искусства, так показывающие действительность, чтобы из этого вытекала возможность построения социализма. Он должен таким образом служить правде, человечности и красоте».