Балаган

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Балаган — народное театральное зрелище комического характера, чаще всего на ярмарках и гуляньях. Само явление гораздо старше своего названия: в старину балаганами (от персидского слова «балахане» — верхняя комната, балкон) назывались легкие временные постройки, служившие обычно для торговли на ярмарках. В России в XVIII в. некоторые из них стали приспосабливать для выступлений бродячих ярмарочных актеров — отсюда и сами зрелища получили название «балаган».

Традиция народного потешного сатирического искусства уходит корнями в глубокую старину как в России, так и на Западе. Появление русских скоморохов связано с языческими обрядами. В этих обрядах, играх, потехах складывалось умение скоморошить — балагурить, плясать, петь, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа. Скоморохи бродили по селам и городам «ватагами», водили медведей, разыгрывали веселые импровизационные сценки. Эти «смехотворцы» и «гудошники» были носителями народного веселья и «глума» — сатиры. Преследуемые христианской церковью и официальными властями, скоморохи практически исчезли в XVII в. Но позднее в балаганных представлениях (которые были полупрофессиональными) возрождались именно скоморошьи традиции. Об этом говорят и жанры, и стиль балаганных зрелищ. В них можно было увидеть и смешные сценки, и жонглеров, и фокусников. И обязательно — знаменитого русского Петрушку, Козу и других традиционных героев кукольного раешника. «Про балаган прослышавши, пошли и наши странники послушать, поглазеть Комедию с Петрушкою, с козою с барабанщицей смотрели тут они» (Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»). Кроме того, в балагане выступали гимнасты, акробаты, танцоры, силачи... (Можно предположить, что цирковое искусство выросло из балагана.) Еще в 30-х гг. нашего столетия на рынках многих российских городов можно было увидеть дощатый балаган и услышать, как с его балкона звонко выкрикивает веселые куплеты зазывала (иногда он же дед-раешник). В наше время при постановках некоторых пьес режиссеры пытаются слить современные постановочные принципы с традиционными приемами скоморошьего балагана.