БЕРЕГИТЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Известно, что каждый музыкальный инструмент нуждается в особом и бережном отношении к себе. Иначе он может быстро выйти из строя.

Если у вас дома есть фортепьяно, то его нельзя ставить у окна или батареи центрального отопления, так как от яркого солнечного света и тепла рассыхаются деревянные части инструмента и он хуже звучит. Клавиши современных пианино и роялей делаются из пластмассы. Довольно скоро на полированной поверхности клавиш могут образоваться сероватые пятна и полосы, которые практически невыводимы. Клавиатуру фортепьяно протирайте мягкой чистой тряпочкой, иногда чуть-чуть влажной. Время от времени внутренние полости инструмента чистят пылесосом. Для лучшей сохранности войлока на молоточках и демпферах (глушителях звука) можно подвесить внутри инструмента небольшой мешочек с нафталином или аналогичным препаратом против моли.

Необходимо один раз в год вызывать настройщика. В больших городах специализированные мастерские заключают договоры на ремонт инструментов на дому.

Смычковые инструменты (скрипки, виолончели, альты, контрабасы и т. д.) регулярно протирайте сухой батистовой тканью. Особенно тщательно следите за тем, чтобы на инструменте не оставались следы канифоли, которые могут ухудшить и внешний вид, и звучание.

У струнно-щипковых инструментов (гитары, мандолины, балалайки и т. д.) особенно берегите струны и обращайте внимание на состояние медиатора (плектра) — гибкой пластинки, с помощью которой приводятся в колебание струны инструмента. Не пользуйтесь различными самоделками. Опыт показывает, что медиатор меняют один раз в 2—3 месяца. В этом случае он сохраняет необходимую гибкость и пластичность.

Кое-кто из вас, ребята, наклеивает на гитару различные переводные картинки, рисунки, делает росписи. Это придает инструменту неряшливый вид и заметно влияет на его акустические свойства, растворяя и изменяя состав специального лака, которым покрыты инструменты.

Деревянные духовые инструменты (флейта, кларнет, гобой, саксофон) весьма чувствительны к влиянию температуры: принесенный с мороза в тепло инструмент звучит ниже и глуше обычного. Поэтому пусть он прогреется до комнатной температуры, и лишь тогда можно на нем играть. Особо тонкая часть деревянных духовых — трость, или мундштук, изготовляемая из камыша. Она гигроскопична, хрупка. Следите за чистотой трости, а если на ней возникнут трещины, сколы, надломы, ее следует заменить.

Особого внимания требует двойная-трость, применяемая в гобоях и фаготах. Ее регулярно промывайте струей воды и не позволяйте пользоваться ею другим музыкантам. Трости протирайте чистой батистовой тряпочкой и храните их в небольших футлярах, которые регулярно дезинфицируются.

Группа медных духовых инструментов (труба, валторна, туба и т. д.) очень чувствительна к состоянию вентильного механизма. Он должен быть идеально чист и смазан тонким слоем специального вазелина (продается в магазинах музыкальных инструментов). Вентильный механизм чистите растворителем для масляных красок, уайт-спиритом. Очень красивы медные духовые инструменты, начищенные до блеска и отполированные фланелью и бархоткой.

У клавишных духовых инструментов (баян, аккордеон) наиболее «капризная» часть — меха. От неосторожного обращения они перетираются и начинают пропускать воздух. Поэтому при игре сидя на колени укладывайте плотную ткань, следите за тем, чтобы меха не царапались металлическими пуговками, значками, пряжками и т. д. Голоса баяна и аккордеона чувствительны к влаге. Поэтому не играйте на инструменте в условиях повышенной влажности (на берегу моря, реки). Декоративная пластмасса, которой покрываются инструменты, от яркого света и тепла может покоробиться. Нельзя играть на солнце, хранить инструмент вблизи батарей центрального отопления.

Музыкальные инструменты лучше всего храните и переносите в твердых футлярах.