БАРОККО, раздел «Музыкант»

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Буквальное значение этого термина в переводе с итальянского — «странный», «причудливый», «вычурный». Чаще всего он встречается применительно к пластическим искусствам, прежде всего архитектуре, где барокко — синоним величия, пышности, декоративности. Таков, к примеру, построенный по проекту В. В. Растрелли Зимний дворец в Ленинграде. Однако это лишь частичное объяснение термина, обозначающего художественный стиль, господствующий в европейском искусстве XVII — середины XVIII в. В отличие от современных ему направлений — классицизма и рококо, барокко в наибольшей степени отразило глубочайшие внутренние противоречия эпохи, отмеченной резким усилением абсолютистской и феодально-католической реакции и одновременно активным подъемом передовых сил, эпохи необычайного взлета человеческого духа, выдвинувшей такие имена, как Г. Галилей, Б. Паскаль, И. Ньютон, Ж. Б. Мольер, Дж. Свифт, Рембрандт, Д. Веласкес.

Свойственные барокко напряженность, контрастность, динамизм нашли яркое претворение в музыкальном искусстве. В музыке барокко тесно, порой противоречиво взаимодействовали традиционное и новаторское. Так, в ней достигла своей вершины господствовавшая на протяжении веков полифония. С другой стороны, упрочившийся со времен Возрождения интерес к человеку, стремление глубже раскрыть богатство его внутреннего мира обусловили все большее распространение совершенно иного типа письма — гомофонии. В гомофонии над сопровождающими голосами главенствует гибкая, «взволнованная», по выражению К. Монтеверди, мелодия. Постепенно гомофония и связанная с ней гармоническая система мажоро-минора, сменившая старинные лады, захватила все области музыки, послужив рождению оперы, оратории, кантаты (см. Хоровая музыка), а также сюиты, сольной и ансамблевой сонаты, концерта.

Все это найдет свое развитие в более позднее время: барочные инструментальные циклы открывали дорогу классическим сонате и симфонии, сложившиеся в опере типы увертюр, арий и речитативов сослужат свою службу на протяжении всей истории оперного искусства. Однако важнейшей отличительной чертой барокко оставалась граничащая порой с импровизационностью внутренняя свобода в толковании того или иного жанра. Так, фуга становилась частью сюиты или концерта. Напротив, в той же фуге строгая полифоническая ткань часто прерывалась фантазийными эпизодами. В опере звучали развернутые инструментальные пьесы. Сюда же проникал и концерт, точнее концертирование, как универсальный для музыки XVII— XVIII вв. способ выражения. Зато многие моменты инструментальных форм, особенно в медленных частях, дышали подлинно оперной выразительностью. И вполне закономерно, что концертирующему музыканту-виртуозу потребовались более совершенные инструменты. Скрипки, альты, виолончели, созданные руками замечательных итальянских мастеров А. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари, и сегодня поражают своими поющими голосами.

Развивалась музыкальная теория барокко. В проникнутых духом полемики трактатах, предисловиях к нотным изданиям, письмах философы, писатели, композиторы пытаются осмыслить выразительные возможности и задачи музыки, систематизировать исторические и биографические сведения, сформулировать педагогические и исполнительские принципы, разработать учения об элементах современного музыкального языка, таких, как аккорд, тональность (см. Гармония).

Искусство барокко, достигшее высочайших художественных вершин в творчестве Монтеверди, Г. Пёрселла, А. Корелли, А. Вивальди, Г. Ф. Генделя и особенно И. С. Баха, подготовило богатейшую почву для музыки последующих времен.