Агитфильм

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Агитационные фильмы родились в трудные годы гражданской войны и были как бы кинематографическим эквивалентом агитационной поэзии Демьяна Бедного или «Окон РОСТА» В. В. Маяковского и художника М. М. Черемных. Они непосредственно откликались на злободневные вопросы того времени, отражали важные моменты вооруженной борьбы и хозяйственного строительства, служили целям политической агитации масс. Обычно это были короткометражные художественные или документальные кинопроизведения публицистического характера.

<addc>l</addc>

Кадр из фильма «Предупреждение об опасности». 1983. Режиссер Д. С. Фирсова. Фильм призывает к борьбе за сохранение мира на Земле, продолжая традиции агитационного искусства.

Большая группа агитфильмов посвящена Красной Армии и конкретным событиям гражданской войны. Так, фильм «Красная звезда» рассказывал о рождении армии народа, «Митька‑бегунец» изобличал дезертирство, «Петроград на страже революции» призывал дать отпор Юденичу и т. д.

Важнейшим задачам борьбы с разрухой, кризисом на железнодорожном транспорте, голодом были посвящены ленты «Всё для фронта», «Чините паровозы», «Засевайте поля» и др.

Большое значение агитфильмов для своего времени подтверждает то обстоятельство, что над их сценариями работали нарком просвещения А. В. Луначарский, такие известные писатели, как А. С. Серафимович, Л. В. Никулин и другие. Среди режиссеров агитфильмов — художники, заложившие основы советского киноискусства: Л. В. Кулешов, В. И. Пудовкин, В. Р. Гардин, И. Н. Перестиани, Ю. А. Желябужский.

Агитфильмы, созданные в первые годы Советской власти, были провозвестниками нового социалистического искусства.

В годы Великой Отечественной войны агитфильм возродился вновь в форме «Боевых киносборников». В ту пору огромное значение приобрели в советской литературе — публицистика, в изобразительном искусстве — плакат и политическая карикатура. Кино для оперативного отклика на события на фронте и в тылу обратилось к коротким новеллам, которые входили в состав киносборников. Это было боевое агитационное искусство, сыгравшее свою роль в победе над врагом.

За рубежом агитационные фильмы получили распространение в 1920‑е гг. в Германии в связи с подъемом рабочего движения, в 1930‑е гг. во Франции при правительстве Народного фронта. Во время второй мировой войны в странах антигитлеровской коалиции снимались антифашистские агитфильмы.

В послевоенный период агитационные фильмы широко использовались в странах, боровшихся за национальную независимость, против сил агрессии и внутренней реакции, в особенности во Вьетнаме и на Кубе.

В 1960‑е гг. в рамках движения «борющегося кино» агитфильмы создаются и в развитых капиталистических странах — США, ФРГ, Франции, Италии, Японии и др. В них разоблачаются капиталистическая эксплуатация, гонка вооружений, рассказывается о борьбе рабочего класса за свои права.

Народам развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки агитационное кино помогает в их борьбе с экономической и культурной отсталостью.

Для лучших агитационных фильмов характерны лаконичность, доходчивость, публицистическая острота, приверженность идеям социального прогресса и свободы народов.