АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Название этого жанра происходит от латинского слова «анима» — «животное». К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающие животных. Художник-анималист должен сочетать большую любовь и чуткость к природе с наблюдательностью ученого.

Животный мир имел огромное значение в жизни первобытного человека. Древнейшие художники оставили на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров и мамонтов, которые и сегодня поражают достоверностью. В I тысячелетии до н. э. магические фигурки птиц и зверей из глины, металла, кости породили в искусстве скифских племен от Карпат до границ Западного Китая так называемый звериный стиль. Непосредственность живой формы в сочетании с орнаментальностью композиций надолго останется в декоративном и прикладном творчестве многих народов.

Изображения животных достигают непревзойденной монументальности и величия в Древнем Египте. Ведь многих животных египтяне считали богами. Сфинксы, человекоподобные божества с головами зверей и птиц, воплощали связь человеческого и животного начал в природе. Та же идея единства мира побуждала древних обитателей Перу и Мексики соединять фигуры людей и животных в причудливые группы в украшениях декоративных сосудов.

В Древней Японии и Древнем Китае изображения животных стали распространенным мотивом в декоративных и монументальных композициях. Неизменно отмечается самое существенное в каждом образе. Главным достижением искусства древнего Крита была динамичность, которая пронизывала все обобщенные изображения — от быка до летучих рыбок. В странах Древнего Двуречья фигуры и головы быков, львов, лошадей украшали посуду, оружие, резные печати и музыкальные инструменты.

Рельефы дворцов в древних Ниневии и Сузах с поразительной силой передают характер животных, особенно львов, которые в сценах охоты изображаются достойными соперниками могущественных царей.

Для художников Древней Греции и Древнего Рима главным объектом искусства становится человек; изображения животных существенной роли в античном искусстве не играют.

В своем стремлении отразить реальный мир во всем многообразии художники европейского Возрождения широко практикуют натурные зарисовки животных, изображения которых встречаются в скульптуре, фресках и станковых картинах. Одним из первых к таким изображениям обратился в XV в. А. Пизанелло, а в XVI в. замечательные по силе и точности рисунки животных создали Леонардо да Винчи и А. Дюрер.

В Голландии XVII в. изображение животных выделяется в отдельный жанр. Его родоначальники А. Кейп и П. Поттер мастерски показывают домашних животных на фоне ферм и пастбищ. Каждый анималист выбирает себе излюбленный круг тем и образов. В XIX в. выдающийся скульптор А. Л. Бари отразил свое восхищение свободолюбием и своеобразной грацией зверей в динамичных группах хищников. А близкий художникам барбизонской школы К. Труайон писал поэтические пейзажи с коровами и овцами в окружении мирной сельской природы. На рубеже XIX—XX вв. швед Б. Лильефорс изображает диких животных в естественных условиях их обитания, французский скульптор Ф. Помпон проявляет интерес к декоративно-пластическим качествам птиц и зверей, а немецкий живописец Ф. Марк в своих произведениях возрождает героику образов диких животных.

Первым анималистом России был в XVIII в. И. Ф. Гроот. В XIX в. Н. Е. Сверчков, Е. А. Лансере и в особенности П. К. Клодт (скульптурные группы на Аничковом мосту в Петербурге) достигают большой выразительности в изображениях коней. Высшим достижением русского анималистического жанра становятся виртуозные графические иллюстрации к басням И. А. Крылова, исполненные В. А. Серовым. В них острота натурных зарисовок животных сочетается с мягким юмором.

Творчество советских анималистов в живописи, станковой и парковой скульптуре, а также в книжной графике отличает глубокое постижение мира природы. Старейший скульптор и график В. А. Ватагин с научной наблюдательностью передает привлекательную живость своих пернатых и четвероногих героев. Скульптор И. С. Ефимов предпочитает декоративные решения. В сказочных иллюстрациях Ю. А. Васнецова и других мастеров отразились традиции народного декоративного искусства, образы которого живут до сих пор в резьбе по дереву, кости, камню, глиняной игрушке народной и вышивке.