КАЛЕНДАРЬ
Календарь — система счисления длительных промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Первое из этих явлений определяет единицу меры времени — сутки; второе — синодический месяц, средняя продолжительность которого равна 29,5306 сут; третье — тропический год, равный в среднем 365,2422 сут.
Синодический месяц и тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток. Таким образом, все эти три меры времени несоизмеримы, и невозможно достаточно просто выразить одну из них через другую. Трудно, например, подобрать некоторое точное число тропических годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число суток.
Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к тому, что в разные эпохи, разными народами было создано много различных календарей, которые можно разделить на три главных типа: лунные, солнечные и лунно-солнечные. В основе лунных календарей лежит продолжительность синодического месяца, в основе солнечных — продолжительность тропического года, а лунно-солнечные основаны на обоих этих периодах.
Родина лунного календаря — Вавилон. Год в этом календаре состоял из 12 лунных месяцев по 29 или по 30 дней.
Мусульманский лунный календарь существует в настоящее время в ряде арабских стран. Количество дней в месяцах в этом календаре меняется с таким расчетом, чтобы первое число месяца начиналось с появления на небе «нового месяца», т. е. в новолуние.
Продолжительность года — 354 или 355 средних солнечных суток, т. е. он короче солнечного года на 10 сут.
Более совершенными явились лунно-солнеч-ные календари, в которых лунные месяцы приблизительно согласуются с солнечным годом. Один из первых таких календарей появился в начале I тысячелетия до н. э. в Древней Греции. Год делился на 12 месяцев, каждый из которых начинался с новолуния. Для связи же с временами года (солнечным годом) периодически вставлялся дополнительный 13-й месяц. В настоящее время такая система сохранилась в еврейском календаре.
Один из первых солнечных календарей зародился в Древнем Египте за несколько тысячелетий до нашей эры. Египтяне заметили, что наступление летнего солнцестояния связано с первым предутренним восходом Сириуса (α Большого Пса), самой яркой звезды неба. Было замечено также, что предутренние восходы Сириуса приблизительно совпадают с началом разлива Нила. А для египтян разливы Нила имели исключительно большое хозяйственное значение, так как от них зависел урожай главнейших злаковых культур. Наблюдения появления Сириуса позволили определить продолжительность года, которая сначала была принята равной 360, а затем 365 сут.
На основе этих наблюдений был разработан календарь. Год делился на 12 мес по 30 дней в каждом. Год был разделен также на 3 сезона по 4 мес в каждом: время разлива Нила, время сева, время сбора урожая. После уточнения продолжительности солнечного года (365 сут вместо 360) дополнительные 5 дней прибавлялись в конце года.
Солнечный календарь, которым пользуются сейчас почти все страны мира, ведет свою родословную от календаря древних римлян. Точных сведений о времени зарождения римского календаря нет. Однако известно, что около середины VIII в. до н. э. римляне использовали календарь, в котором год состоял из 10 мес и содержал 304 дня. В VII в. до н. э. была произведена реформа римского календаря: к календарному году добавили еще 2 мес, а число дней увеличили до 355. Но все же календарный год был короче тропического более чем на 10 сут, и календарные числа с каждым годом все менее соответствовали явлениям природы.
Чтобы устранить это несоответствие, каждые два года вставлялся добавочный месяц, который содержал попеременно то 22, то 23 дня. Таким образом, каждое четырехлетие состояло из двух годов по 355 дней и двух удлиненных годов (по 377 и по 378 дней). Средняя продолжительность календарного года за четырехлетие составляла 366,25 сут, что больше продолжительности тропического года на сутки с лишним.
Чтобы избежать расхождения между календарными числами и явлениями природы, надо было время от времени изменять продолжительность добавочных месяцев. Это было обязанностью жрецов, которые часто злоупотребляли своей властью, произвольно удлиняя или укорачивая год. В результате календарная система оказалась настолько запутанной, что, например, праздник жатвы по календарю иногда приходилось отмечать не летом, а зимой.
Новая реформа римского календаря была произведена в 46 г. до н. э. римским государственным деятелем и полководцем Юлием Цезарем. Счет по новому календарю, получившему название юлианского, начался с 1 января 45 г. до н. э. В юлианском календаре три года подряд содержат по 365 сут, а каждый четвертый — 366 сут. Годы продолжительностью в 365 сут называются простыми, а в 366 — високосными. Високосными считаются те годы, номера которых делятся на 4 без остатка. В високосном году в феврале 29 дней, в простом — 28. Продолжительность года в юлианском календаре в среднем за 4 года равна 365,25 средних солнечных суток, т. е. календарный год длиннее тропического всего лишь на 0,0078 сут. Но за 128 лет расхождение — 1 сут, а за 400 лет — около 3 сут. С течением времени календарь запаздывал все больше и больше.
Весеннее равноденствие каждые 128 лет по юлианскому календарю отступало на 1 сут и в XVI в. отстало уже на 10 дней, что осложняло расчеты церковных праздников. В связи с этим тогдашний глава католической церкви папа Григорий XIII создал специальную комиссию. Она должна была исправить календарь так, чтобы весеннее равноденствие вернулось к 21 марта и больше не отставало от этой даты.
Было решено после четверга 4 октября 1582 г. пропустить в счете 10 сут и следующий день считать пятницей 15 октября, а в будущем соблюдать «правило високосов». Согласно этому правилу, «вековые» годы, оканчивающиеся на два нуля, являются високосными только в том случае, если они делятся на 400. В противном случае, в отличие от юлианского календаря, они должны быть простыми. Так, 1600-й год — високосный, а 1700, 1800 и 1900-й — простые. Вот и получится, что за 400 лет из календаря исключается 3 сут. 2000-й год снова будет високосный.
Новая система календаря стала называться григорианским календарем или новым стилем (в отличие от юлианского календаря, который стали называть старым стилем). Григорианский календарь был введен в большинстве европейских стран в течение XVI—XVII вв.
В нашей стране на новый стиль перешли в 1918 г. В этом году по декрету Советского правительства вместо 1 февраля стали считать 14 февраля, так как расхождение юлианского и григорианского календарей к 1918 г. составило уже 13 сут.
Юлианский календарный год длиннее солнечного года почти на 11 1/4 мин, а григорианский — всего лишь на 26 с. Лишние сутки накопятся только в 50 в. н. э. Для практических надобностей большей точности и не нужно.
Начало календарного года (Новый год) — понятие условное. В прошлом в некоторых странах Новый год начинался и 25 марта, и 25 декабря, и в другие дни.
Установление 12 месяцев в году и 7 дней в неделе имеет астрономическое обоснование, но, по сути дела, также является условным и сохраняется до сих пор по традиции.
Условным является и выбор начала счета годов, т. е. установление эры. В прошлом существовало свыше 200 различных эр, связанных либо с реальными событиями (возведением на престол монархов, войнами, олимпиадами), либо с легендарными (основание Рима), а чаще всего с религиозными событиями (сотворение мира, всемирный потоп, рождение Христа и т. п.).
В Древней Руси год по языческим обычаям начинался весной, с теплых мартовских дней, когда приступали к полевым работам. С введением христианства православная церковь приняла юлианский календарь и эру от «сотворения мира» («сотворение мира» христианская церковь приурочила к 5508 г. до рождества Христова), а начало года перенесла на 1 сентября. По старинному обычаю и царь Петр I встречал Новый год (7208 от «сотворения мира») 1 сентября. Но 19 декабря 7208 г. объявили царский указ: впредь лета счислять не с 1 сентября, а с 1 января и не от «сотворения мира», а от рождества Христова.
Такая система счета лет теперь принята большинством государств и называется нашей или новой эрой (н. э.).