Эллинизм
Эллинизм — эпоха античности, в которую произошел поворот от демократии к монархии. Именно это явилось предпосылкой распространения эллинской цивилизации и культуры далеко за пределы Эллады и придания им мирового значения, а также повлияло на сам характер греческой цивилизованности и культуры. Эпоха началась победой армии Македонии над афинскими и фиванскими войсками в битве при Херонее (338 до н. э.), в результате чего на Коринфском всеэллинском конгрессе (337 до н. э.) была признана гегемония Македонии над Грецией и царю Македонии Филиппу II было поручено возглавить поход против персов. Этот план после гибели Филиппа осуществил его сын Александр (см. Александра Македонского держава), начав в 334 г. до н. э. военные действия против Персидской империи. Но Александр, воспитанник Аристотеля, был выше идеи мести и грубого порабощения народов, населявших империю. Он мечтал о создании мирового государства с этнически однородным населением, объединенного монархической формой правления и греческой культурой. Он сокрушил Персидскую империю, завоевал огромные территории от Нила до Сырдарьи и Инда, но неожиданно умер в расцвете сил и творческих планов. Борьба за наследство Александра продолжалась в течение всей эпохи, вплоть до поглощения восточной его части Парфией и западной части Римом (30 до н. э.). Держава была разделена на три большие монархии, от которых в дальнейшем отделялись небольшие царства. В Македонии и Греции утвердилась династия Антигонидов, наследников Антигона Одноглазого, стратега Великой Фригии при Александре Македонском. В Египте — династия Птолемеев, наследников македонского аристократа, сподвижника Александра — Птолемея I Сотера (Спасителя). В Вавилоне и Сирии царствовали потомки начальника конницы Селевка — Селевкиды.
Эллинистические монархии были объединены единой цивилизованностью и культурой. Во всех государствах был один и тот же язык, на нем велось делопроизводство, производились торговые операции, он был языком межнационального общения. Этот язык назывался общегреческим или просто общим (койне) и был создан на основе аттического диалекта с примесью ионийского и с отдельными дорийскими вкраплениями. Основой государства (как, впрочем, и до конца античности, во времена Римской империи) оставался полис (см. Древняя Греция). По всему пути своего движения Александр основал многочисленные Александрии, города, призванные служить опорными пунктами военного и административного контроля над завоеванными территориями. Такие же города основывали и его преемники (особенно много — Селевкиды). Собственно городская часть строилась по продуманной еще в 5 в. до н. э. гипподамовой модели (по имени ее автора — Гипподама из Милета). Улицы пересекали город под прямым углом; главная площадь — агора по-прежнему служила центром политической и экономической жизни города. К площади примыкали здания для собраний граждан полиса, для заседаний правительства города, храмы божеств — покровителей городской общины. Каждый город обзаводился театром, зданиями для образования подрастающего поколения — гимнасием, палестрой и стадионом. Но города уже не обладали правом самостоятельной внешней политики, поддерживаемым войском из вооруженных граждан. За ними осталась лишь внутренняя автономия, право решения судебных и финансовых вопросов. Часто за городами надзирали царские губернаторы, многие города должны были содержать за свой счет царские гарнизоны. Полисы исконной Греции, и в эллинистическую эпоху время от времени возвращавшие себе независимость, стремились изгнать македонские гарнизоны, способствовавшие установлению олигархии. Вместе с тем граждане полисов оставались лично свободными и при ограничении политической свободы у них сохранялась экономическая свобода, право частной собственности на средства труда и свобода распоряжаться продуктами труда. Монархи, как правило, благоволили к городам, предоставляли разного рода привилегии, помогали во время бедствий, строили на свои средства общественные здания. Города могли себе позволить направлять большую часть своих доходов на городское благоустройство, строились водопроводы, канализация, службы по удалению отходов, богатые общественные постройки, просторные жилища зачастую даже для представителей среднего слоя. В городах, особенно восточных монархий, проживало не только эллинское население, существовали целые кварталы представителей других национальностей. Однако египтяне, сирийцы, евреи, римляне, парфяне писали на греческом языке, применяли методы греческой философии и науки, использовали греческие литературные формы, элементы греческой скульптуры, живописи и архитектуры. Они отдавали своих детей в греческие учебные заведения — гимнасии, которые имелись даже далеко на юге Египта и в Иерусалиме.
На развитии эллинистической культуры сказались общие тенденции, связанные с политическими и общественными процессами эпохи эллинизма. Эллинистический человек, как было сказано выше, уже не участвовал в политической жизни; в обществе возросло имущественное расслоение среди граждан и противоборство между отдельными социальными группами и слоями, ранее сдерживавшееся полисным антимонополистическим законодательством. Появились новые группы — профессиональных чиновников царской администрации и профессиональных военнослужащих царской армии. И наконец, царь и его окружение, двор. В результате перестал действовать основной механизм общества демократического полиса — пондерация, т. е. сбалансированность, уравновешенность: между индивидуальным и общественным, рациональным и иррациональным, между частями, элементами, динамическими и ритмическими силами органически или функционально связанного целого произведений архитектуры, скульптуры, живописи, литературы и т. д. Искусство, не стремящееся к гармонизации интересов государства и личности, идеального и реального, стремилось теперь или к чрезмерной детализации и пышности, или требовало от художников совершенства в украшении обыденной жизни. Никогда ранее не работало столько архитекторов, скулыггуров, художников. Частные лица, города и цари
соперничали в роскоши и удобстве частных домов, гражданских зданий и дворцов. Для эллинизма было характерно создание ансамблей, в которых взаимодействовали живописные и архитектурные элементы, а также скульптура, в изобилии заполнявшая площади и общественные сооружения, царские дворцы и частные дома. Помимо большого количества копий произведений классического времени и подражания классике скульптура и живопись развили тенденции, наблюдавшиеся уже в поздней классике, — уход от уравновешенности и идеализации в направлении патетики (Пергамский алтарь), сентиментальности, чувствительности (многочисленные пасторальные идиллии) и даже чувственности (Афродита Дойдалса из Вифинии), а также реализма («Мальчик с гусем» Боэта из Халкедона) и даже натурализма («Пьяная старуха», шедевр Мирона из Фив). Эпоха эллинизма (3 в.) создала три сооружения, включаемые в число семи чудес света: надгробный памятник царю Мавсолу в Галикарнасе, 36-метровую бронзовую статую Гелиоса, покровителя богатого Родоса, возвышавшуюся у входа в порт («Колосс Родосский»), и, наконец, Фаросский маяк в Александрии — 135-метровую трехъярусную башню. В литературе теряет свое значение ведущий жанр высокой классики — трагедия, место политизированной древней комедии (Аристофан) заняла новая комедия (Менандр), связанная с бытовыми проблемами. Сохраняет свое значение историография, но из-за обилия исторического материала становится кабинетной наукой. Знаменитый ученый того времени Полибий создал жанр рационалистической истории, больше заботящейся об объективности изложения, чем о стилистическом совершенстве. Настоящее возрождение пережила в эпоху эллинизма лирика. Особую популярность приобрела буколическая поэзия, романтизирующая сельскую жизнь с ее медленным ритмом и утонченностью чувств (Феокрит, Бион, Мосх). Большой резонанс среди интеллектуальной элиты получила ученая поэзия, стремящаяся к совершенству формы как таковой (Каллимах, Аполлоний Родосский).
В эллинистическое время продолжали свое развитие философские школы Платона (академия) и Аристотеля (ликей, лицей), но появились и новые, концентрирующие свое внимание только на взаимоотношении личности и общества, человека и государства, т. е. на этике — кинизм (цинизм), стоицизм, эпикуреизм. Из философской физики и параллельно с ней развились самостоятельные научные дисциплины. Античную математику вплоть до открытия новой математики учили по Евклиду (365—300 до н. э.). В математике и еще более в теоретической и практической механике прославился Архимед Сиракузский (287—212 до н. э.). Первую гелиоцентрическую теорию Солнечной системы обосновал Аристарх Самосский (ок. 320—250 до н. э.). Античность создала основы научной медицины и биологии, особенно интенсивно развивавшихся в эпоху эллинизма. Эллинизм создал образец научного центра, исследования которого субсидировались государством, — знаменитый Музей в Александрии Египетской. В нем была крупнейшая библиотека античного мира, проводившая библиографические и текстологические исследования, давшая импульс развитию филологии; кроме того, анатомический театр, зоологический и ботанический сады. С Александрией соперничали Пергам и Родос, сохраняли свое значение философского и университетского центра Афины. Расцвет античной науки прекратился вместе с эпохой эллинизма. Римляне в этой области не смогли сравняться с греками, так что вплоть до нового времени Европа в значительной степени жила за счет достижений эпохи эллинизма.
Влияние эллинизма не прекратилось с падением в 30 в. до н. э. последнего эллинистического государства — Египта. Об этом сказал классический римский поэт Гораций: «Пленная Греция пленила дикого победителя и привила деревенскому Риму цивилизацию и культуру». Поэтому эпоха политического господства Римской империи в качестве одной из эпох античности называется эллинистически-римской.