Экспрессионизм

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Экспрессионизм (от латинского expressio — выражение) — направление в искусстве и литературе, зародившееся в Германии в первом десятилетии XX в., когда, по словам поэта С. Гейма, был «мир вокруг такой гнилой, скользкий и липкий, как клеевая политура на старой мебели». Из этой атмосферы молодые художники готовы были вырваться даже ценой войны. Но когда она обрушилась на мир в 1914 г., то крик ужаса исторгли прежде всего экспрессионисты. Так родилась «драма крика» и соответствующий ей театр острой выразительности. «Война оказалась для искусства великим переломом. Человек, терзаемый страшной мукой, закричал» (Б. Брехт). Если в канун войны экспрессионизм стремился взорвать буржуазное бытие, для чего герой экспрессионистской драмы — «новый человек» — вступал в жестокую схватку с миром «клеевой политуры» и чаще всего оказывался побежденным, то в военные годы экспрессионизм начал возводить на пьедестал «доброго человека», способного своей добротой усмирить зло. Это оказалось утопией.

Восставая против буржуазной действительности, экспрессионисты стремились выразить не столько конкретное бытие, сколько абстрактное представление о нем, не действительность, а дух. Их герои были «отчуждены» от естества жизни, лишены плоти, типично человеческих черт, действовали подчас в условном пространстве. Но именно таким путем они раскрывали главную тему экспрессионизма: возрождение человека и человечности для преобразования мира. В поисках новых максимально выразительных средств экспрессионисты порывали со всякими (так они считали) традициями.

Резкое неприятие действительности, связанное с увеличивающимися бедствиями и ужасами войны, с нарастанием революционной ситуации в Германии и Австро-Венгрии, приведшей к революции 1918— 1919 гг., обусловило образование «левого крыла» экспрессионизма. Наиболее революционные из его художников (Иоганнес Бехер, Фридрих Вольф, Эрнст Толлер) вскоре встали в ряды пролетарских художников. Их творческие позиции окончательно определились к середине 20-х гг., когда экспрессионизм как направление уже изжил себя, но продолжал еще долгое время давать о себе знать.

Антибуржуазность и воинствующий пацифизм экспрессионистской драмы открыли ей дорогу на театральную сцену лишь после смягчения жесткой военной цензуры. Только с 1916 г. вышла на сцену драма, заставившая молодых режиссеров и актеров искать адекватное ей сценическое решение («Преображение» Толлера, «Сын» В. Газенклевера, «Газ» Г. Кайзера). Наиболее яркие режиссеры экспрессионистского театра Леопольд Йесснер (1878—1945) и Карлхайнц Мартин (1888—1948) ставили спектакли в Берлине, подчиняя экспрессионистскому стилю воплощение и классической драматургии (У. Шекспир, Ф. Шиллер, И. В. Гёте). Образная система спектакля, пронизанная атмосферой сгущающейся тревоги, возрастающего надрыва, строилась на быстром темпе, рваном ритме, на игре света, которая придавала абстрактной декорации фантастический облик. Лестница (особенно в постановках Йесснера) становилась важнейшим атрибутом спектакля: по ней герой стремительно взлетал к власти и так же стремительно скатывался вниз, потерпев крушение.

Актер экспрессионистского театра был всегда предельно выразителен, нервный, подчас судорожный ритм определял его действия, огромная амплитуда человеческих эмоций задавала тон всему строю игры. Литавры, барабаны, трубы били зрителей по нервам. Этот театр не знал никаких психологических нюансов: их он оставил прежнему театральному искусству, которое экспрессионисты считали насквозь буржуазным и устаревшим.

На европейской сцене, особенно на немецкоязычной (Германия, Австрия, Швейцария), экспрессионизм царствовал буйно, но недолго. Многие из его открытий вошли в арсенал художественных средств мирового театра. Они используются и в наши дни, в частности мастерами европейского театрального искусства.