Эдмунд Кин (1787—1833)

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Эдмунд Кин — выдающийся английский трагический актер. Он родился в семье бедных артистов и с детства познал тяготы их необеспеченной, полуголодной жизни. Кин впервые вышел на сцену еще ребенком, а с 15 лет стал профессиональным актером, играя все, что придется, от мелодрам до пантомим. Лондонский дебют никому не известного провинциального артиста в роли Шейлока («Венецианский купец» У. Шекспира) был его триумфом: с этого январского дня 1814 г. Кин стал славой английской сцены. Он увидел в Шейлоке не комическую персону или беспросветно черного злодея, как играли эту роль прежде, а личность трагическую и сложную. В самом злодействе венецианского ростовщика актер передал душевную боль, страдание униженного человека, отвечающего обществу ненавистью на ненависть. Демонический мятежник, в одиночку бросающий вызов целому миру, — таков был его Шейлок. Подобного же бунтарского порыва был полон и созданный Кином образ Ричарда III в одноименной трагедии У. Шекспира. Мрачный тиран, он, казалось, вызывал на поединок всю вселенную, преступал все законы божеские и человеческие, и в этом было угрюмое величие; он погибал, бросая на небо последний взгляд, полный непреклонной ярости. В каждой своей новой роли Кин развивал эту тему романтического бунта, сближавшую созданные им образы с вольнолюбивой поэзией Дж. Байрона. На сцене им владела огромная, испепеляющая страсть, порывы его вдохновения обладали поистине гипнотическим воздействием. Как сказал современный Кину критик, видеть его на сцене — «все равно, что читать Шекспира при блеске молнии».

Романтический бунтарь на сцене, Кин был им и в жизни. Он не принимал лицемерной морали английского буржуазного общества, что в конце концов привело его к разрыву с этим обществом. Кин был вынужден покинуть Лондон. Последние годы он провел в маленьком городке Ричмонде, играя в созданном им театре. Подобно другим великим актерам, чье искусство было подвигом постоянного самосожжения, Кин умер на подмостках: в последний вечер своей жизни он играл роль шекспировского Отелло.