Фагот
Фагот — самый низкий по звучанию в группе деревянных духовых инструментов. Источник его звука — две особым образом выточенные и связанные ниткой камышовые пластинки. Эта маленькая, хрупкая и недолговечная деталь называется тростью. Трости часто меняют, так как они быстро теряют свои игровые качества.
Фагот состоит из пяти частей. «Эс» — единственная металлическая, латунная или медная, часть инструмента. По своей форме он напоминает латинскую букву S, откуда и произошло его название. На «эс» плотно насаживается трость. В свою очередь «эс» вставляется в малое колено инструмента — «флигель», или «крыло». Нижняя соединительная часть — «сапог». Ствол фагота изгибается и под прямым углом направляется вверх. Это «басовая труба», заканчивающаяся приставным раструбом, или «головкой». Изготовляют инструмент из специально подготовленной, выдержанной древесины.
Создан в 20—30-е гг. XVI в. в Италии. Сначала существовало целое семейство фаготов: дискант-фагот, альт, или тенор-фагот, хорист-фагот, двойной фагот, квартфагот, квинтфагот и, наконец, контрафагот. Со временем эти разновидности отмерли, и сохранился только контрафагот.
Выразительные возможности инструмента раскрылись в сольных и камерных сочинениях многих композиторов. Так, концерты для фагота написали В. А. Моцарт, К. М. Вебер; М. И. Глинка — «Патетическое трио» для кларнета, фагота и фортепьяно. Музыкально-образные задачи, которые может решать инструмент, поистине безграничны. Это светлая или скорбная лирика, драматизм, героика, юмор, гротеск и сарказм, философское раздумье, наполненные пафосом монологи и т. д.
В современном симфоническом оркестре часто можно услышать контрафагот. Звук его полный и густой, несколько хрипловатый в нижнем регистре. Он усиливает и поддерживает басы в оркестре.
Используется фагот в симфоническом, духовом оркестрах, камерно-инструментальном ансамбле и как сольный инструмент.