ФОТООХОТА

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Фотоохотой обычно называют все виды фотографирования живой природы. Хотя прежде всего это, конечно, съемка диких животных (пресмыкающихся, зверей, птиц, рыб, насекомых и др.) в естественных условиях. Но редкий фотоохотник не фотографирует пейзажи, растения, домашних животных, животных в зоопарке.

Выделяют несколько основных способов фотоохоты: с подхода, из специальных укрытий (шалаша, переносной палатки); съемку в зоопарках, зверинца*, аквариумах; съемку животных в домашних условиях. Особое место занимает фотографирование пейзажей, цветов, грибов, ягод, а также подводная съемка.

Прежде чем начать заниматься фотоохотой, надо овладеть современной техникой фотографирования. Существует немало различных фотографических аппаратов и объективов к ним, которые пригодны для съемок в природе.

Юннатам надо начинать с фотокамер типа «Смена», «Любитель», «Зенит». Зеркальные камеры типа «Зенит» более удобны. Они позволяют использовать сменную телескопическую (увеличивающую, приближающую объект съемки) оптику. Лучшие телескопические объективы для начинающих: Таир-11 или Юпитер-11А с фокусным расстоянием 135 мм (почти трехкратное увеличение), Таир-3 — с фокусным расстоянием 300 мм (шестикратное увеличение).

Крупных животных в зоопарках, в вольерах заповедников или на животноводческих фермах можно фотографировать камерами, имеющими объективы с фокусным расстоянием 50—75 мм. «Смена», «Зенит», ФЭД, «Зоркий», «Любитель» вполне для этого пригодны.

Ребятам следует поначалу фотографировать пейзажи, животных в пейзаже, например табун лошадей, пасущееся стадо, всадников, коней в упряжи, собак, кошек, домашних птиц. В вольерах станций юннатов, зоопарках, в звероводческих хозяйствах можно без телескопических объективов фотоаппаратом «Смена» сделать великолепные фотографии.

Начинающему фотоохотнику надо усвоить несколько правил. Одно из главных, пожалуй, то, что фотоохота может причинить вред природе. В ряде стран уже запрещена съемка редких животных, съемка зверей и птиц в определенных местах и в определенное время, например фотографирование птиц в период гнездования. Обеспокоенные родители могут покинуть кладку или привлекут внимание хищников, которые разграбят гнездо. Нужно хорошо изучить повадки диких зверей и быть осторожным в момент съемки, иначе может случиться беда. Животное может неправильно «понять» фотографа и напасть на него. Например, нельзя близко подходить к лосю, даже если он зашел в городской парк.

Где можно научиться фотографировать, обрабатывать пленки и печатать фотографии? Начинать лучше всего с занятий в фотокружках, на станциях юннатов, во дворцах пионеров и домах культуры. Там, как правило, есть увлеченные съемкой природы преподаватели фотодела.

Для съемок в природе необязательно ехать далеко, отправляйтесь в соседний сквер, парк, зоологический сад или на опушку ближайшего леса. Не следует сразу браться за цветную пленку. Освойте вначале черно-белую. Наша промышленность выпускает пленку разной чувствительности: 32, 65, 130, 250 единиц ГОСТа. Пленка низшей чувствительности хороша для съемки пейзажей, цветов, ягод, грибов при хорошей освещенности. Животных, особенно в лесу, нужно фотографировать на пленку высокой чувствительности. На ней хорошо запечатлевается движение, вы можете снимать при выдержке 1/125, 1/250 и 1/500 с. Кроме того, такая пленка позволяет фотографировать при слабой освещенности объекта съемки, в тенистом лесу, рано утром или поздно вечером. Надо помнить, что чем выше чувствительность пленки, тем меньше срок ее хранения, поэтому не следует запасать ее помногу и долго хранить.

Съемка птиц, мелких животных, пугливых диких зверей невозможна без телеобъектива. Работа с ним требует определенных навыков в наводке на резкость и умения выбрать выдержку и диафрагму. Поначалу не следует экономить пленку и, даже пользуясь экспонометром, для перестраховки следует больше снимать, выбирая разные варианты выдержки и диафрагмы. Тогда в любом случае вы получите пригодный для воспроизводства на фотобумаге кадр.

Кроме технически грамотного исполнения фотографии от нее требуется содержание и изобразительные качества. Это, пожалуй, самое важное и самое трудное в овладении искусством художественной фотографии. С самого начала надо обращать особое внимание на композиционное построение кадра.

Лучший учитель композиции—работы фотохудожников, которые вы можете увидеть на выставках, в иллюстрированных альбомах. Немало юннатов увлекаются фотографией, нередко их блестящие работы можно видеть на выставках.

Юннатам, мечтающим о фотоохоте, полезно прочитать следующие книги: Вл. Минкевич «Мой спутник фотоаппарат», С. В. Мараков «В природу с фотоаппаратом», И. А. Мухин, А. Я. Артюхов «Фотоохота».

Удачной фотоохоты вам, ребята!