Телевизионные жанры
Рядом с названиями передач в телепрограмме можно увидеть такие определения: «очерк о...», «интервью с...», «репортаж из ...», телеспектакль, многосерийный телефильм и т. д. Это и есть жанры, т. е. способы отображения окружающего мира на телеэкране. Современная система телевизионных жанров объединяет различные жанры журналистики, искусства, научной популяризации, формы развлечения и обучения.
Информационно-публицистические жанры рассказывают об интересных фактах, событиях, например об испытании нового атомохода или о футбольном матче, о прибытии с визитом главы государства или о борьбе со стихией (в основном при помощи репортажа).
Аналитическая публицистика поднимает важные проблемы, исследует общественно значимые процессы, привлекая факты в качестве доказательств. Ускорение экономического развития, борьба за мир и разоружение, воспитание молодежи — эти темы раскрываются в комментариях, публицистических выступлениях, интервью и т. д.
Художественная публицистика, оставаясь строго документальной в отображении жизненного материала (реальность событий, подлинность героев), пользуется в основном художественными средствами (ассоциативный монтаж, создание образов путем сравнения, сюжетность повествования). Основная форма — экранный очерк, продолжающий традиции литературы и кинопублицистики.
Наряду с публицистическими жанрами (тележурналистикой) существуют художественные жанры — игровое телевидение. Развитие телевизионного театра начиналось с трансляции театрального спектакля, который подвергался лишь монтажному (см. Монтаж в кино и на телевидении) членению на планы (см. Кадр, план, ракурс). Затем спектакль перенесли в студию, приспособив его к возможностям телеэкрана. Завершающим этапом стало создание телевизионного театра, в котором специально написанная телепьеса реализуется средствами телевидения.
Телевизионный игровой кинематограф в основном повторяет жанровые разновидности традиционного кино, так как кино и телевидение — две разновидности одного рода искусства — экранного искусства. Однако открытием телевидения стал своеобразный эквивалент романа, повести — многосерийный телефильм (сериал). Возникновение, а затем всеобщее признание телесериала кроются в природе телевидения: возможности обстоятельного общения с аудиторией в домашней обстановке, как бы возрождающего традиции семейного чтения. Со второй половины XX в. жанр телевизионного сериала становится новым явлением художественной культуры, активной формой пропаганды искусства.
Возникновение и становление жанров — длительный и сложный процесс. Театр насчитывает тысячелетия, журналистика — столетия. Развитие жанровых форм самого молодого из искусств и средств массовой информации — телевидения насчитывает всего несколько десятилетий. Поэтому жанровая система телевидения находится в поиске, в живом движении. Наряду с приспособлением традиционных возникают новые жанры: увлекательные соревнования — «КВН», «Что? Где? Когда?», стремительные экранные коллажи — «Мир и молодежь», острые дискуссии — «12-й этаж», преодолевающие земные пространства телемосты...
Нет сомнения, что в будущем появится множество интересных жанров телевидения. А какие займут место в его программах — покажет будущее.