ТЕОДОР ЭДУАРДОВИЧ ЗАЛЬКАЛН (1876—1972)

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Теодор Эдуардович Залькалн — один из крупнейших представителей советского многонационального искусства, основоположник латвийской школы ваяния.

Окончив Центральное училище технического рисования Штиглица в Петербурге, Залькалн учился в Париже в мастерской О. Родена. В 1918—1919 гг. скульптор принимал участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды, создав памятники Н. Г. Чернышевскому и французскому революционеру О. Бланки (эти работы не сохранились).

В 1920 г. Залькалн переехал в Ригу. Он навсегда сохранил верность традициям демократического, реалистического искусства. Его привлекали люди, которым были близки и понятны чаяния простого народа. Он выполнил памятники классику латышской литературы Рудольфу Блауманису (1929, гранит, Рига), пламенному просветителю, ученому Атису Кронвальду (1938, гранит, Сигулда). Памятник Блауманису высечен из темно-серого гранита — это любимый материал скульптора.

Успешно работал Залькалн и в области портретной скульптуры, всегда точно и выразительно передавая наиболее характерные черты своей модели. Широкую известность принесли скульптору портреты ученых Ф. Блумбаха, К. Барона, композитора А. Калныня. Среди женских портретов самый обаятельный — портрет студентки Малды (1956, бронза). От него веет жизненной силой и энергией молодого поколения, активно участвующего в строительстве советской Латвии.

Творческий диапазон Залькална охватывает почти все виды скульптуры. Он выполнил медали с изображением поэта Я. Райниса, Р. Блауманиса, создал несколько прекрасных мемориальных надгробий, работал в анималистическом жанре («Ягненок», «Кот», «Свинья»).

Залькалн — замечательный педагог. В 1903—1907 гг. он руководил классом ваяния и композиции в Художественно-промышленной школе Екатеринбурга (ныне Свердловск), где среди его учеников был И. Д. Шадр. На протяжении многих лет он возглавлял кафедру скульптуры в Латвийской Академии художеств и воспитал многих талантливых скульпторов (В. Алберг, Л. Давыдова-Медене и др.).

«Мое поколение засевало ниву искусства на невспаханной родной целине, радовалось каждому здоровому побегу, каждому проявлению нового. А теперь поля обширны и обильны — они дают богатый урожай. Это в основном заслуга последующих поколений, тех поколений, к которым принадлежат мои ученики. И я горд этим», — писал Залькалн.