Советско-финская война (1939—1940)
После подписания 23 августа 1939 г. секретного протокола к Договору о ненападении между Германией и СССР, включившего Финляндию в «сферу интересов» последнего, советско-финляндские отношения в условиях начавшейся второй мировой войны перешли в новое качество. И раньше СССР беспокоили призывы к образованию «Великой Финляндии», раздававшиеся из Хельсинки, развертывание и вооружение финской армии, создание системы мощных укреплений на границе, получившей название «линии Маннергейма» (по имени ее создателя — фельдмаршала Карла Густава Маннергейма). Теперь возникла возможность кардинального решения проблемы. В первую очередь нужно было отодвинуть границу от Ленинграда на Карельском перешейке. Финнам в обмен предлагалась вдвое большая, но слабо освоенная территория. На переговорах в Москве в октябре 1939 г. Финляндия ни на это, ни на предоставление СССР в аренду в качестве военной базы запиравшего Финский залив п-ова Ханко, ни на подписание пакта о взаимопомощи не пошла. Усиленная подготовка к войне как Финляндии, так и СССР началась.
28 ноября советской стороной был денонсирован Договор о ненападении 1932 г. 30 ноября после ряда «приграничных инцидентов» части Красной Армии перешли в наступление, поначалу успешное. На Крайнем Севере 14-я армия закрыла финнам выход к Баренцеву морю, в глубь Финляндии на Кандалакшском, ухтинском и ребольском направлениях продвинулись 9-я и 8-я армии. На Карельском перешейке, в предполье «линии Маннергейма», наступала самая мощная 7-я армия, сумевшая за первые две недели боев выйти к главной полосе оборонительных сооружений, а на Ладоге форсировать р. Тайпален-йоки и захватить плацдарм.
Одновременно руководство СССР начало готовить послевоенное политическое устройство Финляндии, создав 1 декабря в занятом Красной Армией г. Териоки «правительство Финляндской Демократической Республики» во главе с О. В. Куусиненом и начав формирование «финских» воинских частей.
Однако, перебросив на север, где возникла угроза выхода Красной Армии в центр Финляндии с тыла, лыжные части и отряды полувоенной организации «Шюцкор», финское командование к концу декабря остановило двигавшиеся в основном вдоль дорог советские дивизии, плохо приспособленные для такого специфического театра военных действий. Некоторые из них были окружены и разгромлены, потеряв большую часть техники и тяжелого вооружения. 7-я армия, начавшая 17 декабря штурм на выборгском направлении главной полосы «линии Маннергейма», результата также не добилась.
Высшему руководству СССР стало ясно, что война затягивается и для успеха нужны более серьезные усилия. Помимо организационных мероприятий (были созданы фронтовой и два новых армейских штаба, а также группа войск Ставки Главного Командования) войска усилили техникой, увеличили их численность. Стрелков спешно одели в теплую одежду, обучили ходить и воевать на лыжах, преодолевать заграждения. К началу февраля 1940 г. части Красной Армии более чем в 2 раза превосходили финские по численности, почти в 3 раза по артиллерии. Превосходство в танках и авиации было абсолютным.
11 февраля 1940 г. после мощной артиллерийской подготовки на Карельском перешейке Красная Армия перешла в наступление и в результате трех дней боев прорвала главную полосу «линии Маннергейма». Но финны, отойдя на вторую полосу обороны, продолжали оказывать сопротивление. Второй штурм начался только 28 февраля. Дивизии 7-й армии отрезали от тыла район г. Выборга, обойдя укрепления по льду залива, и начали штурм города. Форсировав р. Вуокса, наступала на г. Кексгольм 13-я армия. В это время в Москве уже велись мирные переговоры. 12 марта, когда на улицах Выборга шли бои и надежд на удержание города-крепости у финского руководства уже не оставалось, был подписан мирный договор. 13 марта боевые действия прекратились.
По договору граница СССР отодвинулась на Карельском перешейке далеко от Ленинграда, и Финляндия потеряла выход к Ладоге, был получен в аренду на 30 лет п-ов Ханко. В Советском Союзе стало на одну союзную республику больше — Карельская АССР была преобразована в Карело-Финскую ССР.
Цель была достигнута дорогой ценой: потери убитыми, замерзшими, ранеными и обмороженными были огромны, затраты составили миллиарды рублей. Война наглядно показала серьезные недостатки в обучении и материальном оснащении всех родов войск, низкую готовность обескровленного репрессиями конца 30-х гг. командного состава к современной войне (см. Массовые политические репрессии в СССР в 30-х — начале 50-х гг.). Недаром высшее руководство Красной Армии, начиная с наркома обороны К. е. Ворошилова, в 1940 г. заменили на активных участников советско-финляндской войны — С. К. Тимошенко, К. А. Мерецкова и других. Опыт советско-финляндской войны повлиял на процесс перевооружения Красной Армии новыми образцами оружия и техники.