СЮЖЕТ
В изобразительном искусстве термин «сюжет» употребляется в двух значениях — широком и узком. В широком смысле это предмет художественного изображения: сюжет портрета — внешний облик человека, в котором отражены его личностные качества, пейзажа — конкретный «вид» природы, натюрморта— вещи, окружающие человека. В этом смысле сюжетную, т. е. предметную, живопись мы противопоставляем беспредметной, абстрактной, считая последнюю продуктом модернистского распада искусства. В более узком смысле под сюжетом (фабулой) подразумевается изображение события, действия, поступков и взаимоотношений людей, вытекающих из определенной жизненной ситуации.
Сюжетность — изначальное свойство изобразительного искусства. Уже первобытное искусство было сюжетным, наполненным изображениями действий людей (труда, войны, охоты и т. д.). В процессе исторического развития изобразительные искусства выработали многообразные способы и достигли большой тонкости и силы в отображении событий, поступков и взаимоотношений людей. В отличие от литературы изобразительные искусства не способны прямо передать процесс действия. Они передают его через один момент, но такой, из которого ясно все действие в целом, в том числе и то, что предшествует изображенному моменту и что последует за ним. Вспомним такие известные произведения, как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» Ф. Гойи, «Не ждали» И. Е. Репина, «Допрос коммунистов» Б. В. Иогансона, «Поднимающий знамя» Г. М. Коржева,— какую сложную цепь событий угадываем мы по одному моменту, запечатленному художником! Большое значение имеет точная психологическая разработка образов в соответствии с конкретной жизненной ситуацией.
Сюжет произведений искусства важен, но сам по себе он не гарантирует успеха. Можно развернутый сюжет свести к забавной истории или анекдоту, как это было в салонном искусстве прошлого века, а можно простейший сюжет наполнить значительным содержанием, как это делали классики. Подлинно совершенными являются такие произведения, где через сюжет раскрывается большой жизненный смысл, воплощенный с подлинным мастерством. Как жанр, наиболее емкий в содержательном отношении, способный наиболее непосредственно запечатлеть общественные процессы, сюжетная картина занимает в советской живописи место «первого среди равных».