Риторика
Представьте себе, что вам задано написать сочинение на тему «Неусыпный труд препятства преодолевает». С чего бы вы начали? Вероятно, каждый начал бы фантазировать на свой страх и риск. А вот наши предки, учившиеся развитию речи по книге М. В. Ломоносова, которая называлась «Риторика», действовали бы здесь уверенно и привычно. Тема эта расчленяется на 4 термина («неусыпность», «труд» и т. д.); эти термины подсказывают нам её 25 «первичных идей» (например, «неусыпность» порождает идеи о её мотивах: «послушание», «подражание», «надежда», «богатство», «честь»; о времени: «утро», «день», «вечер», «ночь»; о подобии: «течение реки»; об оттенении: «гульба»; о контрасте: «леность»). «Первичные идеи» таким же образом пробуждают в нас 95 «вторичных идей» (например, «утро» порождает идеи: «заря, скрывающиеся звезды, восходящее солнце, пение птиц» и т. д.); а за «вторичными идеями» следует неисчислимое множество «третичных идей» (например, «заря» порождает идеи «багряного цвета, округлой пространности» и т. д.). Из этой массы материала остается только отобрать наиболее интересное и расположить по 4 частям: «вступление» (здесь нужно расположить души читателей к пониманию и сочувствию), «изложение» (здесь — выстроить отобранные «идеи» в связную и величественную картину), «разработка» (здесь — подробнее, до мелочей, развить некоторые из них) и «заключение» (здесь нужно вызвать у читателей восторг и порыв к труду). Чтобы все это удачно получилось, слогу изложения надобно быть правильным, ясным, красивым и уместным. Для достижения этого есть три средства: отбор слов, сочетание слов и фигуры речи (см. Тропы и фигуры).
Теория отбора слов учит пользоваться словами редкими, новообразованными и метафорическими; теория сочетания слов — благозвучно строить фразу; теория фигур — употреблять яркие и необычные обороты речи. Чем больше мы будем заботиться об этом, тем больше слог наш будет возвышаться над обыденной разговорной речью, в зависимости от этого речь наша будет выдержана в одном из трех стилей — высоком, среднем или простом. Наконец, если нам будет велено произнести наше сочинение вслух, то для этого имеются правила и относительно запоминания текста, и относительно интонации, мимики и жестов, уместных при его исполнении.
Такова была риторика (греческое ораторское искусство) — наука о красноречии и, шире, о художественной прозе вообще, с пятью её разделами: учением о нахождении материала, расположении, словесном выражении, запоминании и произнесении. Вместе с поэтикой — наукой о поэзии — риторика — древнейшая форма теории литературы в Европе. Она была разработана в античности (Аристотелем, Цицероном, Квинтилианом) и продолжала совершенствоваться до конца XVIII в. Эта рационалистическая систематизация всего видимого и мыслимого мира по рубрикам и подрубрикам позволяла выразительно развить любую тему: такая риторика лежала в основе всей словесной культуры античности, средневековья, Возрождения и классицизма. Только романтизм, протестуя против рационалистического подхода к искусству, выступил против риторики, объявив её школярским формализмом, сковывающим подлинное вдохновение; но писатели-романтики продолжали пользоваться если не такими, то подобными приемами, хотя и не давали себе в этом отчета. Полностью была отвергнута риторика лишь к середине XIX в., и слово это стало синонимом напыщенной и неискренней болтовни.