ГЛИПТИКА

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

В Государственном Эрмитаже хранится одна из самых больших и прекрасных среди дошедших до нас камей — камея Гонзага, названная так по имени итальянских герцогов, которым она некогда принадлежала. На камне, трехслойном сардониксе, неизвестный мастер из города Александрии вырезал в III в. до н. э. изображения царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои. Умело использовав присущие камню тончайшие цветовые нюансы, резчик создал возвышенные, идеализированные образы правителей Египта.

Искусство резьбы по камню называется глиптикой (от греческого глагола «глифо» — «вырезать»). Резные камни — геммы украшали ожерелья, перстни, броши, медальоны, служили печатями. Различают два вида гемм. Камни с выпуклыми, рельефными изображениями называются камеями. Их вырезали из многослойных камней типа оникса, сардоникса или агата. Углубленные изображения на одноцветных камнях вроде красного сердолика, фиолетового аметиста — инталии. Они служили преимущественно печатями.

Камни шлифовали алмазной пылью или корундом, а изображения вырезали штихелями, буравчиками разнообразной формы или специальными колесиками.

В Месопотамии в IV тысячелетии до н. э. вырезали круглые или цилиндрические инталии из халцедона, горного хрусталя, ляпис-лазури, украшенные изображениями на мифологические темы, в Древнем Египте — священных жуков — скарабеев.

Наивысший расцвет глиптики наступил в античной Греции и Италии, где были созданы подлинные шедевры этого искусства, ныне хранящиеся в крупнейших художественных музеях мира. На античных инталиях изображены не только мифологические сцены, но и портреты властителей.

В Византии и в средневековой Европе на печатях и амулетах преобладали сцены из священного писания. В эпоху Возрождения появились сюжеты из античной мифологии, а также портреты знати. Художники XX в. обращаются к этому виду искусства очень редко.