Вазопись
Искусные руки древнегреческих гончаров изготовляли сосуды самой разнообразной формы. Это овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками — для хранения вина, зерна, оливкового масла, меда; объемистые кратеры с широким горлом — для вина, смешанного с водой; плоские килики — чаши для питья; высокие, удлиненные лекифы — для душистого масла и духов и многие другие кувшины и чаши. Художники-вазописцы расписывали сделанные гончарами сосуды. На многих вазах сохранились подписи гончара и художника.
<addc>r</addc>
Наиболее известны древнегреческие вазы двух стилей: чернофигурные и краснофигурные. Чернофигурные вазы получили распространение в VII–VI вв. до н. э. На красноватый фон обожженной глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их черным лаком. В отдельных местах по силуэту он процарапывал тонкие белые линии, усиливавшие выразительность рисунка. Самым прославленным мастером чернофигурной вазописи был живописец VI в. до н. э. Эксекий. Одно из лучших его произведений — великолепный килик «Дионис в ладье» (ок. 540 г. до н. э., Музей прикладного искусства, Мюнхен). Эксекий использовал легенду о боге вина Дионисе и морских разбойниках, которых Дионис превратил в дельфинов. Мастер создал непринужденную и поэтическую сцену. Роспись поражает композиционным мастерством, чувством ритма, органической связью с формой сосуда.
Около 530 г. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная. Теперь мастер заливает фон черным лаком, а фигуры и орнамент сохраняют цвет обожженной глины. Затем птичьим пером или тонкой кисточкой художник наносил линии, передающие складки одежды, мускулы тела и черты лица. На краснофигурных вазах образы мифологии в значительной мере уступили место жанровым и бытовым сценам, точно схваченным и запечатленным художником.
В Эрмитаже хранится небольшой приземистый сосуд для вина и масла — пелика. На одной её стороне изображены обнаженные борцы. Их позы переданы мастером очень свободно, видна напряженная игра мускулов. А на другой стороне помещена необычайно живая и выразительная сценка. Двое сидящих мужчин указывают на летящую ласточку. «Ласточка, вот она, ласточка!» — восклицает один. «Да, клянусь Гераклом!»— отвечает другой. А мальчик восторженно кричит: «Вот она!» От себя мастер добавил: «Наступает весна» (все эти надписи выведены пурпуром). Расписал эту вазу знаменитый живописец Евфроний (ок. 500 г. до н. э.). Его современниками были Полигнот, Бриг и многие другие прославленные вазописцы.
Искусство мастеров вазописи ценно также и тем, что дает представление о несохранившихся образцах древнегреческой монументальной живописи, которой они, несомненно, подражают.