Боярская дума

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Боярская дума — совет при русских князьях, а затем царях; высший законодательный и исполнительный орган власти.

Похожие советы существовали при всех европейских монархах, в них входили высшие должностные лица государства. Андрей Курбский называл Думу «сенатом» или «сингклитом», тем самым указывая, что функции Думы сходны с этими высшими органами власти, существовавшими в Польско-Литовском государстве. Но в отличие от большинства известных советов Боярская дума состояла только из светских лиц; церковные иерархи в нее не входили. Не входили в Думу и члены княжеской семьи (братья, дяди и племянники государя).

В русских источниках нет названия «Боярская дума», в них обычно упоминаются бояре, которые сидят в Думе у князя. Соединили оба понятия историки в XIX в., и название «Боярская дума» стало распространенным. Функции этого княжеского совета, существовавшего еще в Киевской Руси, нигде не описаны, известно только, что там решались наиболее важные государственные вопросы.

В конце XIII в. в Думе кроме бояр появляются окольничие, их деятельность в документах отражена достаточно ясно: это княжеские чиновники, ведавшие управлением на окраинных землях, «околицах». Чаще они вели от имени князя судебные дела.

В документах XVI в. к слову «боярин» прибавляются различные определения, раскрывающие деятельность бояр: «ближний» или «комнатный», «введеный», «путный». Такое изменение терминологии показывает, как княжеский совет со временем преобразуется в государственное учреждение с судебно-административными функциями. Естественно, что «ближний» по положению боярин мог стать по службе «путным» или «введеным». Бояре ходили в походы с войском, ездили с посольствами, посылались на службу в разные города. Возглавлял Думу конюший боярин: этот чин существовал с древнейших времен и был наследственный в одной и той же семье.

Боярский чин также был наследственным у тех немногих семей, чьи предки входили в совет родоначальника княжеской династии.

С середины XVI в. появляются думные дьяки и дворяне — аппарат, обслуживавший Думу. Но именно таким образом Иван Грозный, не ломая древних традиций, мог ввести в Думу своих соратников по реформам. Состав Думы был небольшим, у московских князей в Думе бывало до десятибояр; в XVI—XVII вв. их число увеличилось, но чаще не превышало 20 человек.

Вряд ли все бояре сидели в Думе с царем постоянно: они посылались служить в различные места. Так, в конце 1547 г., когда бояр надо было пригласить на торжество в Кремль, в списке над многими именами проставлены пометы, в какие города посылать грамоты: четверо были с войском под Казанью, трое — в Новгороде, Пскове, Смоленске. В Москве постоянно жили примерно половина думцев. В походы при Иване Грозном посылались два-три боярина, которым поручались «полки»; при Федоре Ивановиче чаще с войском ходил один боярин, возглавлявший всю армию.

Постепенно Дума становилась консервативным органом. Цари из новой династии старались организовывать и проводить свои реформы с молодыми, образованными советниками. В конце XVII в. такие реформаторы из думных дьяков и придворных были у царя Федора Алексеевича (их называли «припадочными», т. е. случайными). Но Боярская дума открыто воспротивилась всем начинаниям.

Только при Петре I, в 1711 г., правительствующий Сенат заменил Думу (см. Пётр I и реформы первой четверти XVIII в.).